Главная » 2010 » Апрель » 16 » Немного Истории(непростоя) этнические *орардты* Кто они? Не ведет ли к Урарту?
15:08
Немного Истории(непростоя) этнические *орардты* Кто они? Не ведет ли к Урарту?
   Совсем недавно меня заинтересовала теме *орардты*. Эта этническая группа проживает на юге Азербайджана,и имеет своеобразные обычаи,язык,традиции..  Но меня больше интересует другое! Название этно- группы указывает на то,что они возможо ,прямые наследники древнейшего народа  УРАРТУ

 


И. М. Джафарзаде

ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНА

(по археологическим данным)

Эта «седая древность» при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием - преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим, ассоциированным людям.

Ф. Энгельс. Анти-Дюринг.

ПРИРОДА И ЖИЗНЬ В ДРЕВНЕМ АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Азербайджан имеет весьма древнюю и богатую историю, о чем свидетельствуют памятники материальной культуры, легенды и сказания. Он расположен в умеренном климатическом поясе и щедро одарен природой. Близость моря, многоводные реки, обширные равнины, густые непроходимые леса, альпийские луга величественные горные хребты со снеговыми вершинами разнообразят климат страны. Природные условия с древнейших времен благоприятствовали развитию здесь растительного и животного мира.

Начиная от бассейна р. Кызылузен (Сефидруд или Амардус) и оз. Урмия на юге и кончая Кавказскими горами на севере, каждый из районов Азербайджана имеет своеобразную природу - климат, флору и фауну. Выжженные солнечными лучами горные районы Нахичеванской АССР, Зуванда и Кобыстана с обнаженными снегами вершины Савалана, Шахдага и других гор природой своей напоминают то жаркие тропики, то полярные страны. Поэтому, передвигаясь с Карабахской, Ширванской и Муганской степей к вершинам седого Савалана, к альпийским лугам Карадага и Малого Кавказа, к ледникам и сочным пастбищам Шахдага, Бабадага и Базардюзи в переделах Большого Кавказа и, наконец, проходя через песчаные полупустыни Прикаспия, через дебри лесов Талышских, Кубинских, Нуха-Закатальских, Карабахских, Гянджинских и Шамхорских гор, мы встречаем не только многие виды растений и животных, являющихся главными аборигенами умеренного климатического пояса, где расположен Азербайджан, но и представителей флоры и фауны жаркого и холодного поясов.

Палеонтологические исследования и раскопки, произведенные советскими учеными в районах Азербайджана, например, в Эльдаре, в окрестностях с. Карасагкал (б. Самухский район), близ сс. Кишлы и Дигя на Апшеронском полуострове, на о-ве Артема, дали важные результаты. Здесь были найдены кости антилопы, гиены, дикой лошади, быка-тура, носорога и слона, характерных для третичного и раннечетвертичного периодов.В.В. Богачев. Бинагады-кладбище четвертичной фауны на Апшеронском полуострове. Изд. Аз.ФАН СССР, Баку, 1939, стр. 7. Особенно богатыми и ценными для науки являются результаты палеонтологических раскопок, осуществленных Естественно-историческим музеем Академии наук Азербайджанской ССР в бинагадинских кировых отложениях на Апшероне в 1938-1941 гг. В Бинагадах были обнаружены скелеты носорога и первобытного быка, кости различных животных и птиц, остатки насекомых, растений и плодов. По этим находкам можно составить представление о фауне, флоре и климате Азербайджана в глубокой древности.

Оценивая научное значение бинагадинских материалов, В.В. Богачев пишет: «Новые находки возле сел. Бинагады проливают новый свет на состав и историю фауны Закавказья. Еще никогда не находили в одном месте столько остатков разнообразных животных. Мы получаем очень ясную картину не только фауны, но и флоры послетретичного времени на Апшероне».В.В. Богачев. Картины первобытной природы Апшерона (Бинагады). Изд. Аз.ФАН СССР, Баку, 1940, стр. 83. Далее он отмечает: «Изучение фауны Апшеронского полуострова последней трети плейстоценаПлейстоцен - ледниковая эпоха четвертичного периода. приводит нас к следующим выводам:

1. Климат Восточного Закавказья (Азербайджана.-И.Д.) в конце плейстоцена, под лежащего на севере ледника, был более холодным и влажным, чем в настоящее время.

2. Растительность - древесная, кустарниковая, травянистая-была настолько богата, что служила кормовой базой многочисленным стадам крупных копытных.

3. Обилие растительности всех видов так же, как и большое число связанных с водой насекомых, говорит о наличии большого количества пресной воды».В.В. Богачев. Картины первобытной природы Апшерона (Бинагады). Изд. Аз.ФАН СССР, Баку, 1940, стр. 94.

Природные условия, описанные на основе палеонтологических данных, ярко свидетельствуют о том, что в эпоху плейстоцена в Азербайджане, как и на других территориях Закавказья, мог жить человек. Эта мысль может быть подтверждена еще и тем, что предметы обихода и стоянки первобытного человека, а также кости млекопитающих, относящиеся ко времени образования бинагадинского кривого отложения, т. е. к плейстоцену, были найдены в разных районах Грузии и Армении.Н.З. Киладзе. Новое палеолитические находки в сел. Мгвимеви. Автореферат кандидатской диссертации. Изд. Института истории им. акад. И.А. Джавахишвили АН Груз. ССр. Тбилиси, 1949; М.З. Паничкина. Палеолит Армении. Изд. Гос. Эрмитажа, Л. 1950.

Сохранившиеся на территории Азербайджана памятники палеонтологии и археологии являются ценнейшими документами для изучения первобытной природы - мира животных и растений, состояния климата. Эти источники также могут дать важные сведения о жизни человека и о его культуре в ранние периоды истории. О значении подобных научных материалов К. Маркс писал: «Такую же важность, как строение останков костей имеет для изучения организации исчезнувших животных видов, останки средств труда имеют для изучения исчезнувших общественно-экономических формаций».К. Маркс. Капитал, т. I, Госполитиздат, 1955, стр. 187.

Ценные археологические памятники рассеяны по всему Азербайджану. Они придают ему как бы облик огромного музея. Из них к наиболее ранним периодам относятся естественные и искусственные пещеры, стоянки, развалины древних поселений, циклопические сооружения, могилы, наскальные изображения, менгирыМенгир - стоячий камень («чобан-дашы») и др.

ДРЕВНЫЙ КАМЕННЫЙ ВЕК (ПАЛЕОЛИТ) И НАЧАЛО МАТРИАРХАТА

Естественные пещеры. В эпоху плейстоцена первобытный человек в переделах Азербайджана жил на берегах рек, в лесах, в пещерах, под навесами скал, в ущельях гор. В поисках пищи люди стадами передвигались с места на сотни километров, проходили по лесам, степям, долинам рек и берегу моря, собирали корни растений, плоды и улиток, ловили рыбу, охотились за дикими животными и птицами. Охотились сообща, ибо одному невозможно было справится с сильными зверями. «Чтобы собрать плоды в лесу, наловить рыбу в воде, построить какое-либо жилище, люди вынуждены работать сообща, если они не хотят стать жертвой голодной смерти, хищник животных или соседних обществ».История ВКП(б). Краткий курс. Госполитиздат, 1955, стр. 119. Одеждой первобытному служили шкуры зверей.

Способ добывания средств, необходимых для существования людей, был очень примитивным. Собирательство занимало основное место; но наряду с этим человек в процессе добывания себе пищи, а иногда и для защиты от хищных зверей, употреблял деревянные дубины, заостренные камни и кости животных.

В процессе коллективного труда для добычи средств к жизни люди эпохи палеолита стали испытывать постепенно необходимость в обмене мыслями друг с другом и в результате овладели членораздельной речью. В дальнейшем, на основе более тесных взаимоотношений между людьми в борьбе с силами природы и в производстве орудий труда и материальных благ, речь развивалась, совершенствовалась и делалась важнейшим средством человеческого общения. С появлением языка в первобытном обществе труд человека стал более продуктивным. «Язык есть средство, орудие,- говорит И.В. Сталин, - при помощи которого люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями и добиваются взаимного понимания . . . Обмен мыслями является постоянной и жизненной необходимостью, так как без него невозможно наладить совместные действия людей в борьбе с силами природы, в борьбе за производство необходимых материальных благ, невозможно добиться успехов в производственной деятельности общества,-стало быть, невозможно само существование общественного производства»И.В. Сталин. Марксизм и вопросы языкознания. Госполитиздать, 1954, стр. 22-23.. Далее И.В. Сталин указывает: «Надо полагать, что элементы современного языка были заложены еще в глубокой древности, до эпохи рабства. Это был язык не сложный, с очень скудным словарным фондом, но со своим грамматическим строем, правда, примитивным, но все же грамматическим строем»И.В. Сталин. Марксизм и вопросы языкознания. Госполитиздать, 1954, стр. 26.. Пещеры играли большую роль в сохранении жизни первобытных людей. Благодаря пещерам и навесам скал человек оберегал себя от холода и жары. Здесь он поддерживал добытый им огонь и хранил собранные продукты. Поэтому пещеры считаются первоначальным убежищем человеческого рода, и недаром азербайджанцы их называют «сыгнах» или «пэна?», т.е. убежище. Многие такие пещеры предками азербайджанского народа почитались как культовые места.

Обилие пещер в переделах Малого Кавказа отразилось даже на названиях населенных пунктов, которые нередко именуются «Загалы», т.е. «Пещерное». Кроме пещер, расположенных близ с. Загалы (Дастафюрский район), имеются и другие, среди которых наиболее известны «Гара инэк загасы», т.е. «Пещера черной коровы» и «Гурбан кэсилэн», т.е. «Жертвоприношения». Обе они находятся недалеко от с. Амирвар и почитались как культовые места.

Необходимо отметить, что пещера «Гара инэк загасы» по своему культовому значению близка пещере «Оггин» («Белый бык») в Западной Грузии. В легенде, связанной с пещерой «Гара инэк загасы», основное внимание обращено на черную корову, а в легенде о пещере «Оггин» - на белого быка.

Пещер и скальных навесов в Азербайджане очень много. Они расположены в горных и предгорных районах Большого и Малого Кавказа и Талыша. Правда, эти укрытия пока не изучены подробно и не раскопаны, но предварительное обследование их и найденные вблизи некоторые кремневые и обсидиановыеОбсидиан - вулканическое стекло. отщепки дают основание предполагать, что многие из пещер и скальных навесов еще в далекой древности могли служить первобытному человеку жильем.

Каменные орудия эпохи палеолита и возникновение матриархата. В процессе работы над изготовлением орудий труда и некоторых предметов быта человеку в продолжение длительного периода времени чисто практическим путем удалось ознакомиться с характером различных древесных и каменных пород и установить степень их твердости. Ему удалось также выбрать для изготовления орудий производства и оружия защиты те каменные породы, которые хорошо поддавались обработке и в то же время отличались твердостью. Для изготовления каменных орудий он использовал, например, кремень, кварц, роговики, обсидиан и др.

Этот многовековый труд развивал умственные способности, обогащал опыт и навыки в производственном процессе и явился основной причиной, которая воздействовала на очеловечение предка первобытного человека - человекоподобной обезьяны.

Причина, создавшая важнейшие условия или оказавшая воздействие на очеловечение предка первобытного человека, привлекла к себе внимание крупнейших мыслителей и ученых, но исчерпывающим образом этот вопрос был разрешен Ф. Энгельсом. В своей книге «Диалектика природы» он пишет: «Труд создал самого человека . . .», «Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его»Ф. Энгельс. Диалектика природы. Госполитиздат, 1953. стр. 132, 133..

Многовековое использование каменных орудий и оружия первобытным человеком изменяло их форму, содействовало их совершенствованию, а в связи с этим расширялось их применение в разных областях жизни. Применение же более усовершенствованных каменных орудий облегчало добычу материальных благ и борьбу с хищными зверями.

Таким образом, камень и изготовленные из него орудия производства долгое время играли весьма важную роль и в развитии самого первобытного человека.

Среди материалов, выбранных первобытным человеком для изготовления орудий производства и оружия защиты, самое важное место занимал кремень. Учеными уже давно установлено, что в первоначальной стадии культуры орудия производства и оружия защиты делались в основном из кремня. Этот период в истории человечества назван каменным веком. Кроме кремня, первобытный человек тогда пользовался также дубиной и заостренными костями.

Каменный век в основном делится на два периода. Первый из них называется древним каменным веком, или эпохой палеолита; второй - новым каменным веком, или эпохой неолита.

Древний каменный век занимал огромный промежуток времени, который, по мнению ученых, охватывает несколько сот тысяч лет. Эта эпоха считается «детством человечества».

В раннем периоде каменного века на основе группового бракаДревняя форма брака, где определенная группа мужчин находилась в брачной связи с определенной группой женщин. постепенно начала оформляться ранняя стадия родового строя.

Следует отметить, что при всех формах группового брака неизвестно было, кто является отцом ребенка, но известно было, кто его мать. Хотя она и называет всех детей общей семьи своими и по отношению к ним несет материнские обязанности, но она все же знает своих родных детей среди остальных. Отсюда ясно, что при групповом браке происхождение может быть установлено лишь с материнской стороны, а потому признается только женская линияФ. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 40. .

В эпоху палеолита при дальнейшем развитии группового брака образовалась семья, где в своем первоначальном виде оформлялся род по материнской линии. Здесь глава рода - мать - распоряжалась его производственной, хозяйственной и общественной жизнью. Период существования этого рода в истории человечества называется матриархатом.

Основные орудия производства и оружие в эпоху палеолита изготовлялись из кремня. Среди них важное место занимал кремневый нож, о котором Ф. Энгельс пишет следующее: «Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным»Ф. Энгельс. Диалектика природы. Госполитиздат, 1953. стр. 133. .

Кремневые орудия из стоянки палеолитического человека в пределах Азербайджана пока не обнаружены. Имеющиеся отдельные находки носят случайный характер. Из них каменный скребок, или нож, из окремневшего мергеля апшеронской породы,Руководитель отдела геологии нефти Института геологии им. И.М. Губкина АН Азерб. ССР доктор геол. Наук М.В. Абрамович сообщил нам: «Подобные породы - мергеля встречаются в третичных отложениях Апшеронского полуострова и выступают на поверхность в его западной и северо-западной частях». найденный в районе гор. Баку - возле поселка им. Монтина, между армянским кладбищем и полотном узкоколейной железнодорожной линии Баку-Бинагады, и ударник, или ручной топор, из камня местной породы, обнаруженный в районе Калликдага, близ гор. Ханлара,Я.И. Гуммель. Археологическая разведка на Килликдаге. «Известия АзФАН СССР», 1983, №2, стр. 23-25. до сих пор не получили научного подтверждения о принадлежности их к эпохе палеолита. Оба эти предмета изготовлены путем применения сколотой техники, формой и обработкой они напоминают каменные орудия ашельского типа.

В течение тысячелетий кремневые орудия играли очень важную роль и в истории далеких предков азербайджанского народа. Они пользовались этими орудиями не только в эпоху камня, но и в начале эпохи металла и частично в последние периоды до появления железа.

Дальнейшее развитие трудового процесса по изготовлению орудий из этого камня потребовало большого количества сырья, что способствовало отысканию человеком месторождений кремня.

Древнейшие разработки кремня в пределах Азербайджанской ССР были обнаружены недалеко от гор. Ханлара, в районе Килликдагского массиваЯ.И. Гуммель. Археологическая разведка на Килликдаге. «Известия АзФАН СССР», 1983, №2, стр. 17-27.. В эпоху энеолита (3-4 тыс. лет до н. э.) они приняли такой большой размах, что данный район можно назвать местом древнего промысла по добыче кремня.

Камень, добывавшийся в Килликдаге в эпоху энеолита употреблялся для изготовления орудий. Позднее, в эпоху бронзы, приблизительно со II тысячелетия до н. э. , часть здешнего кремня шла на удовлетворение сельскохозяйственных потребностей главным образом на изготовление молотильных досок «вэл»Остатки молотильной доски, раскопанной Я.И. Гуммелем в кургане № 2, в районе Килликдага, хранится в Ханларском музее. . Еще позже, в эпоху железа, он использовался, кроме того и для получения огня, а с появлением огнестрельного оружия применялся в системе замка кремневого ружья.

Ознакомление с огнем внесло большие изменения в жизнь первобытного человека. Процесс развития его трудовой деятельности с этого момента шел вперед со все возрастающей скоростью - более быстро, чем во все предшествовавшие века.

Таким образом, в результате развития разнообразных процессов труда в продолжение многих веков и благодаря ознакомлению с огнем, первобытному человеку удалось усовершенствовать свои орудия производства, свое оружие, свой быт, свой общественный строй, в общей же совокупности - всю свою материальную и духовную культуру.

Применение огня. Добывание огня и умение пользоваться им является величайшим фактором в истории человечества. На заре своей истории люди вначале пользовались только естественно возгоравшимся огнем. Они могли получить его от вулкана, от горящих газов, от пожара после удара молнии. Так как в древности в Закавказье имелось много действовавших вулканов и существовали районы горящих газов, то можно сказать, что оно было одной из тех стран мира, где человек рано ознакомился с огнем и стал применять его в своем быту.

Применение огня в быту совершило большой сдвиг в трудовой деятельности человека. Оно способствовало увеличению различных видов съестных припасов и увеличению рациона пищи. При помощи огня люди стали независимыми от климата и местности и смогли жить на обширных территориях.Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 21. С овладением огнем труд стал развиваться и совершенствоваться еще быстрее, и на основе этого первобытный человек начал оказывать все большее воздействие на окружающую среду. Огонь являлся средством защиты от хищных зверей. Он освещал темные жилища, вокруг него собирались члены рода и семьи. Вот почему в далеком прошлом огонь пользовался почетом и ему поклонялись многие народности древнего мира как на Востоке, так и на Западе.

Древнейшие предки азербайджанцев тоже считали огонь священным и «чистейшим» элементом жизни. Культ огня был так широко и глубоко распространен в Азербайджане, что следы его очень ярко сохранились в быту нашего народа вплоть до последних лет. Характерно, что почти все культовые места в Азербайджане назывались «оджаг», т.е. очаг, хотя никаких признаков и следов огня во многих из них не имелось. «Оджагом» именовались «священные» родники, деревья, камни, горы и др. Достаточно сказать, что и теперь в некоторых районах Азербайджана невеста, войдя в дом жениха, три раза должна обойти вокруг «оджага» и совершить особый ритуал. Мы не говорим уже о многочисленных обычаях и обрядах, связанных с культом огня, пережитки которого сохранились в быту азербайджанцев.

Само название страны Атропатена-Атрпатакан - Адербайджан-Азербайджан, которые возникло в древнейшие времена, также связано с культом огня, ибо известно, что здесь имелись многочисленные источники огня. Таким образом, широкое использование огня в быту с незапамятных времен и наличие многочисленных культов огня определили возникновение названия Азербайджана в смысле «Страна огней».

Древнейшая посуда первобытного человека. С переходом человека к пещерной жизни потребность в заготовке запасов съестного увеличилась. Местом хранения их служили сухие ямы, вырытые в земле, и чашеобразные углубления, высеченные в скалах.

Подобные углубления зарегистрированы археологами во многих местах Азербайджана. Наиболее характерны чашечные углубления, обнаруженные в Ярдымлинском районе - перед пещерой, расположенной близ с. Алар, недалеко от крепости Кыз-каласы. Здесь, на скале, слегка поднимающейся над поверхностью почвы, были высечены 10 чашечных углублений диаметром от 32 до 180 см и глубиною от 20 до 35 см. Большое количество таких углублений выявлено в Кобыстане - на склонах и у подножий гор Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг и холма Язылы. В переделах г. Беюкдаш многие углубления находятся возле пещер и наскальных навесов. Эти чашеобразные углубления использовались обитателями близ расположенных пещер и наскальных навесов как первоначальная и неподвижная посуда для сбора и хранения воды.С.М. Казиев, привлеченный к редактированию настоящей работы, не разделяет мнения автора о том, что чашечные углубления были первой посудой первобытного человека. - Ред.

================

Могильный инвентарь каменных ящиков, курганов и кромлехов в основном состоит из глиняных сосудов черного и темно-серого цветов, большого количества бронзовых изделий, сердоликовых и пастовых бус, кремневых и обсидиановых наконечников стрел. Глиняные сосуды изготовлены преимущественно на гончарном круге, а более древние из них сделаны примитивным способом, без применения которые иногда наполнялись белой пастой. В некоторых случаях на корпусе сосудов изображены фигуры человека, животных, сцены охоты на диких коз, а также отдельные знаки, свидетельствующие о большом значении культа солнца в быту азербайджанских жителей. Бронзовые изделия представлены разнообразным оружием - мечами, кинжалами, ножами, топорами, секирами, наконечниками копий и стрел и высокохудожественными украшениями. Могильный инвентарь крупного и мелкого рогатого скота, лошадей и свиней.

Для подробного ознакомления со всеми объектами данной культуры самыми подходящими местностями являются Ходжалинское курганное поле, расположенное между городами Агдамом и Степанакертом, при слиянии горных речек Ходжалычай и Каркарчай, окрестности гор. Ханлара, Хачбулаг в Дастафюрском районе, пос. Кедабек и с. Калакенд в Кедабекском районе.

Памятники Нахичеванской культуры. Второй археологической культурой является так называемая Нахичеванская. Она распространена почти по всей территории Нахичеванской АССР. Эта культура теснейшими узами связана с культурой Передней Азии, Элама, Ассирии и Мидии. Результаты археологического изучения Нахичеванской культуры до сих пор сводились к выводу о том, что она существовало одновременно с Ходжалы-Кедабекской культурой, почти с начала II тысячелетия до середины I тысячелетия до н.э.

Окраска изделий, геометрический орнамент, красный и черный цвета сосудов с носиком, похожих на чайник, - таковы отличительные черты керамики Нахичеванской культуры. Орнаменты, украшающие верхнюю часть корпуса глиняных сосудов, носят геометрический характер. На сосудах темно-серого и черного цветов они выполнены врезными линиями, а на сосудах красного и красновато-желтого цветов - красными и черными линиями. Сетки, составленные из красных и черных прямых линий, окаймлены геометрическими фигурами, главным образом треугольниками и четырехугольниками. Изображения человека, зверей и птиц встречаются редко и то лишь на сосудах красного и красновато, желтого цветов. На одном расписном красноглиняном кувшине из с. Шахтахты представлена сцена охоты на диких животных, нарисованная черной и красной красками. На некоторых сосудах темно-серого цвета, относящихся к эпохе бронзы, имеется изображение солнца, вырезанное на дне с наружной стороны, что свидетельствует о наличии культа солнца в Азербайджане в далеком прошлом. Подобное изображения солнца в быту азербайджанцев существовали до последних веков и воспроизводились на надмогильных камнях и на архитектурных объектах.

Многие глиняные сосуды темно-серого и черного обжига, принадлежащие к Нахичеванской культуре, по способу изготовления, форме и орнаменту имеют очень большое сходство с керамикой Ходжалы-Кедабекской культуры. Подобное же сходство прослеживается и в бронзовых предметах.

Изделия Нахичеванской культуры сохранились до наших дней в каменных ящиках, кромлехах и других погребениях. Здесь обнаружены керамические и бронзовые предметы, сердоликовые и пастовые бусы, кремневые и обсидиановые наконечники стрел. Они встречаются и в древних сельбищах, а также в погребениях, расположенных в районе циклопических сооружений. Керамические изделия Нахичеванской культуры по технике выполнения являются продуктом высокого мастерства, отличаясь хорошим качеством глины, прочностью обжига и изяществом форм. «Рисунок - геометрический, прямолинейный, строго симметричный и безукоризненно точно выведенный. Довольно тонкие стенки сосудов имеют совершенно правильную форму, хотя на них незаметно следов гончарного круга. Такая аккуратность и тщательность отделки придают сосудам настолько совершенный вид, что даже современные жители соседнего селения Тазакенд, до сего времени занимающиеся гончарным производством, неоднократно заявляли, что такого высокого качества сосудов они в настоящее время не изготовляют»И.И. Мещанинов. Краткие сведения о работах археологической экспедиции в Нагорный Карабах и Нахичеванский край, снаряженной в 1926 г. Обществом обследования и изучения Азербайджана. «Сообщения ГАИМК», в. I, стр. 237, 1926. .

Конец эпохи бронзы. Как установлено археологическими данными, население Азербайджана в эпоху бронзы жило отдельными родами в пещерах, больших длинных домах, землянках и полуземлянкахЯ.И. Гуммель. Археологические очерки. Изд. АзФАН СССР, Баку, 1940, стр. 82-124., а также во временно построенных камышевках, кибитках и др. Каждый род объединял ближайших родственников. Несколько родов составляло одно племя. Члены каждого рода вели общее хозяйство и жили первобытно-общинным строем. В ранние периоды каждое племя в составе своих членов имело людей, которые были знакомы с гончарным, кожевенным, ткацким, кузнечным, деревообделочным и другими ремеслами. Эксплуатация человека человеком была тогда невозможна. По этому поводу Ф. Энгельс писал: «Величие родового строя, но вместе с тем и его ограниченность проявляются в том, что здесь нет места для господства и порабощения»Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 163..

Наскальные изображения диких животных и сцен охоты на них, выявленные в Кобыстане в районе гор Джингирдаг, Беюкдаш и Кичикдаш, остатки костей домашних животных найденные в древних погребениях, большое количество кремневых вкладышей деревянного серпа, обнаруженных в Мингечауре, в Хизинском, Степанакертском, Ханларском и Дастафюрском районах, часть молотильной доски (вэл), снабженной заостренными кремневыми осколками, и, наконец, глиняный кувшин с вылепленными из глины же украшениями в виде зерен пшеницы и проса - все это очень ярко освещает характер хозяйства и быт предков азербайджанского народа в эпоху бронзы.

Наличие циклопических сооружений, построенных из больших глыб камней на сухой кладке, сохранившиеся в районе этих памятников, следы поселений того же времени, могильные поля с погребениями типа каменных ящиков, тоже сложенных из больших глыб камней, имевших теснейшую связь с циклопическими сооружениями и древнейшими поселениями являются прочным свидетельством того, что с эпохи ранней бронзы, примерно за 2 с лишним тыс. лет до н. э., население Азербайджана в основном вело оседлый и полукочевой образ жизни со скотоводческо-земледельческим хозяйством.

Перечисленные неопровержимые научные материалы, а также растительные остатки, косточки миндаля и персика, зернышки граната и винограда, найденные во время археологических работ близ гор. Ханлара, при изучении родового дома эпохи бронзы свидетельствуют о том, что наши далекие предки еще тогда занимались скотоводством, земледелием и садоводством, а более ранние периоды и охотой. В скотоводстве важную роль играло разведение овец, коз, свиней, крупного рогатого скота и лошадей, а в земледельческом хозяйстве - культивирование ячменя, пшеницы и проса. Применение досок - вэл, подобных тем какие в азербайджанских селах употреблялись для молотьбы почти до недавних времен, говорит о значительных размерах площади, занятой хлебными злаками и о большом урожае. В садах произрастали миндальные, персиковые, гранатовые деревья и виноградные лозы. Люди охотились на оленей, джейранов, диких коз, быков и других животных. Древние предки азербайджанцев занимались горным промыслом. Они добывали кремень для изготовления в пищу и обработки шкур. Добыча медной руды для производства металлических изделий и камня для возведения циклопических укреплений и сооружения могил играла большую роль в эпоху бронзы. Обработка металла, изготовление бронзовых предметов - орудий, оружия и украшений, производство гончарных изделий все время развивались, совершенствовались и занимали видное место в быту. Местные жители овладели искусством вязания и тканья из шерсти и растительного волокна - конопли и льна.

Изучая материалы, добытые в могилах и в поселениях эпохи бронзы, можно составить представление о наряде людей, живших в то время в Азербайджане. Одежда их была сшита из грубых шерстяных, льняных и холщевых тканей и частично из шкур животных. На нее нашивали бронзовые и медные украшения, состоявшие из пуговок, блях, пластинок и т.д. На руках носили бронзовые и медные браслеты и кольца. Грудь и шея женщин украшались подвесками, талисманами, ожерельями из сердоликовых, металлических и других бус. На голову надевали металлические украшения. Косы пропускались через бронзовые или медные трубочки, а к концам привешивали бусы. Носили широкие пояса из ремня с бронзовыми украшениями; иной раз пояса сплошь покрывались бронзовой или медной пластинкой, на которой были выгравированы изображения животных и орнаменты.

Люди поклонялись солнцу, луне, звездам, грому, огню, скалам, горам, родникам, деревьям, различным явлениям природы. Постепенно возникали культовые обряды, церемонии и ритуальные танцы, которые сопровождались жертвоприношениями и молитвами. Места, где совершались эти церемонии, огораживались мощными стенами из больших глыб камней на сухой кладке.

Начало разложения родоплеменного строя (переходный период от бронзы к железу). Последний период эпохи бронзы в истории культуры закавказских стран, в частности Азербайджана, известен как переходный от бронзы к железу. Он приурочивается к началу I тысячелетия до н.э.

Появление железа внесло существенные изменения в жизнь человеческого общества. Из нового, очень твердого металла изготовлялись более прочные орудия и оружие, чем из бронзы. Вошли в быт железный топор, лопата, кирка для расчистки лесов под пашни, для проведения оросительных каналов с целью освоения новых участков под земледельческие культуры. Все это способствовало повышению производительности труда. Таким образом, железо позволило человеку изго

Категория: новость | Просмотров: 661 | Добавил: sheriff | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024 |