Интервью Day.Az с председателем конституционной комиссии парламента
Турции, депутатом от правящей партии Справедливости и развития Бурханом
Кузу.
- Как Вы расцениваете предложение
президента Армении Сержа Саргсяна о внесении изменений в конституцию с
целью закрепить за страной право на отказ от своей подписи в
международных документах? С чем связано появление подобного вопроса на
повестке дня после подписания армяно-турецких протоколов?
-
Согласно международному документу о соглашениях от 1963 года,
государства обязаны выполнять двусторонние договоры. Договоры,
заключенные на определенный срок, считаются недействительными по
истечении срока. Стороны бессрочных договоров не имеют права отказаться
от своей подписи в одностороннем порядке без согласия всех сторон
договора. Поэтому Армения не сможет внесением поправок в свою
конституцию изменить принципы международного права. Если подобный шаг
будет сделан, то Армения в очередной раз пойдет против международного
права.
Что касается турецко-армянских протоколов, то в этих
документах речь идет об установлении дипломатических отношений между
двумя странами и открытии границ. Но, для вступления в силу, протоколы
должны быть ратифицированы парламентами обеих стран. С подписанием
Цюрихских протоколов Карсский договор и другие договора не теряют силу.
За вышесказанным предложением Саргсяна стоит давление на него, как
внутри страны, так и со стороны армянской диаспоры. Армянская диаспора
во Франции вообще открыто выступает против турецко-армянских протоколов.
Этим
предложением Саргсян хочет сказать, что путем принятия закона они в
любой момент могут отозвать свою подпись с договоров, которые их не
устраивают. На самом деле Саргсян и сам понимает, что этот шаг может
нанести серьезный удар по международному имиджу Армении. После принятия
этого закона никто не захочет подписывать с ними какие-либо соглашения.
Подобными заявлениями Саргсян просто хочет как-то устоять перед
давлением оппозиции и диаспоры и выиграть время. Будет лучше, если
Саргсян предложит внести поправку в конституцию страны с целью убрать
оттуда пункты о территориальных претензиях к Турции.
-
Вместе с тем Саргсян также заявил о готовности Армении ратифицировать
протоколы. В случае, если это произойдет, готова ли Турция сделать
аналогичный шаг?
- Ратификация протоколов только Арменией
ничего не изменит. Только если обе страны ратифицируют их, протоколы
вступят в силу. А подобные заявления Саргсяна носят характер давления
на Турцию. Они хотят показать международной общественности о якобы
своей готовности к нормализации отношений.
-
Какие новые шаги будут предприняты в турецко-армянских отношениях в
2010 году? Ожидается ли, на Ваш взгляд, ратификация протоколов в
будущем году?
- Президент, премьер-министр и глава МИД
Турции категорически заявили, что вплоть до решения нагорно-карабахской
проблемы протоколы Анкара-Ереван не будут обсуждены в парламенте
страны. И я, как представитель правящей партии, заявляю вам, что вне
зависимости от того, какой сейчас год, до решения Карабахской проблемы
протоколы не будут рассмотрены ни в парламенте, ни в комиссии по
иностранным делам. Премьер-министр Турции во время своего визита в США
заявил, что пока карабахская проблема не решена в соответствии с
интересами Азербайджана, не может быть и речи о нормализации отношений
между Турцией и Арменией. На данный момент мы наблюдаем за действиями
Армении. Ждем шагов Армении по решению карабахской проблемы.
- Может ли решиться карабахская проблема в рамках деятельности Минской группы ОБСЕ?
-
Минская группа действует очень неэффективно. Сопредседателями Минской
группы являются 3 влиятельные державы мира, и они не могут продвинуться
ни на шаг в решении проблемы. Это не делает им чести. Если эти 3 страны
не могут оказать давление на Армению и обеспечить возвращение
международно признанных территорий Азербайджана, тогда Минскую группу
следует отправить в архив истории.
Надо подойти к решению
проблемы с другой призмы. Минская группа ясно видит, что именно Армения
мешает решению конфликта. Но эта группа не может выступить с единой
платформой по оказанию давления на Армению. Именно поэтому я в 2010
году не вижу решения карабахской проблемы в рамках деятельности Минской
группы. Турция является сторонником мирного решения конфликта. Турция
сделала жест Армении, показав, что может пойти на уступки ей. Армении
нужно только отказаться от притязаний по Нагорному Карабаху.
- Как Вы расцениваете решение конгресса США о выделении финансовой помощи Армении и сепаратистскому режиму Нагорного Карабаха?
-
Это полностью абсурдная и нелогичная финансовая политика. Армения с
помощью силы оккупировала территорию соседней страны. С какой стати
нужно выделять финансовую помощь стране-оккупанту? С другой стороны, в
результате нагорно-карабахского конфликта около миллиона граждан
Азербайджана стали беженцами. Вместо того, чтобы выделить помощь этим
людям, США выделяют помощь режиму, виновному в их бедственном положении.
Армения
и оккупационный режим в Карабахе своими действиями открыто доказывают,
что поддерживают терроризм и агрессию. США никак не могут вразумительно
объяснить эти свои действия. С одной стороны, США заявляют о борьбе с
терроризмом, а с другой стороны помогают стране, действующей
террористическими методами. США должны отказаться от этой политики
двойных стандартов, которая ни к чему хорошему не приводит.
|
|