Интервью Со старшим научным сотрудником отдела Кавказа и
Центральной Азии Института востоковедения РФ Александром Скаковым.
- Как можете охарактеризовать активизацию Турции в плане налаживания мира и стабильности в регионе?
-
Безусловно, Турция после августа 2008 года значительно активизировала
свою политику в регионе. Подтверждением такой активизации стала
предложенная тогда Анкарой Платформа мира и стабильности на Кавказе.
Возникает впечатление, что эта инициатива достаточно серьезна, пусть и
носит на сегодня лишь прикладной, рабочий характер. Скорее всего, она
не раз еще будет вспоминаться и вновь возникать, а со временем,
возможно, будет реализована.
При всем этом, надо отдать ей
должное, Анкара постоянно подчеркивает, и на словах, и на делах, что
намерена разделить роль ведущей державы в регионе с Россией. Турции,
как и России, не нужны в регионе ни США, ни ЕС. В этом наши интересы
сходятся. Турция всеми возможными способами подчеркивает, что готова в
полной мере считаться с интересами России. Это касается и Абхазии (а
надо не забывать о крупной и влиятельной абхазской диаспоре в Турции),
и Южной Осетии, и Армении. Думаю, что Москва и Анкара смогут и дальше
находить здесь общий язык.
Утверждению роли Турции, как ведущей
державы в регионе Южного Кавказа, мешает неурегулированность
армяно-турецких отношений. Поэтому Турция и пошла на подписание
протоколов, надеясь укрепить в дальнейшем и в Армении свое политическое
и экономическое влияние. Конечно, армянский рынок невелик, но
пренебрегать им не стоит.
Надо, кстати, не забывать, что
армяно-турецкое урегулирование не только открывает перед Россией новые
перспективы, но и ставит перед Москвой новые вызовы. К примеру, после
такого урегулирования во многом исчезнет смысл в сохранении на
территории Армении российской военной базы. Впрочем, я думаю, что при
обоюдном желании можно будет найти формы для сохранения этой базы и в
будущем. Далее, у России в лице Турции появится серьезный и опытный
конкурент в экономике Армении. Думаю, тем не менее, что это все нас не
должно пугать.
- Какова,
по-вашему, истинная позиция российской стороны по нагорно-карабахскому
конфликту? По какому сценарию Москва желает его разрешения?
-
Нагорно-карабахский конфликт в принципе не относился ко
внешнеполитическим приоритетам России, это не Абхазия и Южная Осетия,
находящиеся непосредственно у наших границ. Тем не менее, после событий
августа 2008 года, Россия активизировала свою посредническую миссию,
причем не столько в формате Минской группы (роль России там зачастую
представляется несколько инертной и безынициативной), сколько
самостоятельно.
Достаточно вспомнить Майендорфскую декларацию,
подписанную 2 ноября 2008 года. В Москве четко осознали, что допустить
новый вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном нельзя, его
последствия могут быть непредсказуемыми, в том числе для российских
интересов в регионе. Кроме того, если Россия не сыграет роль
посредника, за нее эту роль сыграют другие, исходя из своих собственных
интересов. Пока же наши основные партнеры, по сути, согласились с тем,
что ведущую роль в урегулировании играет Россия.
В чем же еще
интерес российской стороны? Думаю, что для нас важно, чтобы
транспортные коммуникации по линии Восток-Запад на Южном Кавказе шли не
через Грузию, а через Армению и Азербайджан. Отношения России с Грузией
испорчены надолго. Этого нельзя сказать ни об Азербайджане, ни об
Армении.
Что же касается будущего Нагорного Карабаха, думаю, в
Москве (и не только в Москве) есть понимание того, что и в этом вопросе
есть две стороны, которые лучше разделить и решать в какой-то степени
независимо друг от друга. Первая сторона – необходимость освобождения
оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха (здесь встает проблема
Лачина и Кельбаджара). Продолжение оккупации этих районов неприемлемо,
это не соответствует нормам сегодняшнего дня, эту ситуацию надо решать.
Вторая сторона – будущее так называемой «НКР». Надо искать пути решения
проблемы, и тут важно, чтобы обе стороны, я имею в виду Баку и Ереван,
были готовы на компромиссы.
-
Можно ли утверждать, что отношения Баку и Москвы в последнее время
сильно сблизились, стали намного теплее, в то время, как отношения
Еревана и Москвы охладели?
-
То, что отношения России и Азербайджана за последние 7-8 лет ощутимо
изменились, не вызывает сомнений. Так и должно было быть, нас очень
многое объединяет, у нас общее море, общая граница, общая история.
Азербайджан проводит совершенно правильную политику, диверсифицируя
свои экономические и политические связи, налаживая отношения со всеми,
с кем можно их наладить. В этом большая заслуга руководства страны. Тут
мы и подходим к разнице между Арменией и Азербайджаном.
Я не
считаю, что российско-армянские отношения ухудшились за последние годы,
ни в коей мере. Просто в отличие от Азербайджана, в Армении нет
необходимой степени консолидации общества вокруг власти. Гораздо
сильнее оппозиция, сомневающаяся в легитимности власти. Соответственно,
власть менее способна к каким-то неординарным, сильным и прорывным
идеям и ходам. Хотя события вокруг армяно-турецких протоколов показала,
что ситуация в Армении вроде бы начинает меняться. Власть становится
сильнее, ее поддержка растет, оппозиционные силы теряют влияние. В
любом случае, заключать договора и решать вопросы легче с сильной
властью, чем со слабой.
Есть и еще один фактор, мешающий развитию российско-армянских отношений – это отсутствие общей границы.
А
всем нашим партнерам в Армении мы говорим: поверьте, что хорошие
отношения России с Азербайджаном в интересах Еревана. То же самое можно
сказать и вам: хорошие отношения России с Арменией соответствуют
интересам Азербайджана. Если мы будем ближе друг к другу, спорные
вопросы будут легче решаться.
|
|