Главная » 2010 » Январь » 8 » ЕСЛИ ЖДЕМ МИРА,ТОГДА,ЧТО ЭТО?
09:37
ЕСЛИ ЖДЕМ МИРА,ТОГДА,ЧТО ЭТО?
Интервью  с руководителем Центра защиты вероисповедания и свободы совести (DEVAMM), гаджи Ильгаром Ибрагимоглу.

- В апреле этого года в Баку состоится саммит духовных лидеров мира. Ожидается, что на саммит будет приглашен и католикос всех армян Гарегин II. Как Вы прокомментируете данную информацию?

- Безусловно, появление подобной информации даст возможность для полемики в местной прессе, но мне кажется, что в конечном итоге приезд в Азербайджан католикоса всех армян Гарегина II все же не состоится.

- Как Вы в целом оцениваете деятельность Гарегина II на посту католикоса всех армян?

- Глава Армянской Апостольской Церкви всегда стоял во главе той захватнической политики и политики территориальных претензий к соседним государствам, которой придерживается Армения и мировое армянство. И мы прекрасно помним о роли католикоса всех армян в раздувании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Мы помним, что прежний католикос армян Вазген I, пусть неофициально, но почти сразу стал одним из лидеров карабахского движения армян. К примеру, 25 февраля 1988 года Вазген I направил открытое письмо Михаилу Горбачеву с требованием присоединения Нагорного Карабаха к Армении. Эта позиция Армянской Апостольской Церкви не изменилась, сменился лишь католикос всех армян.

- Иными словами, Вы считаете, что Гарегин II , равно как и последующие католикосы всех армян, будет стоять во главе политики территориальных претензий к соседним государствам?

- По крайней мере, нигде не было опубликовано открытое заявление, как предыдущего, так и нынешнего католикоса всех армян с осуждением геноцида азербайджанцев в Ходжалы. Хотя жертвами этой бойни стали мирные жители, старики и дети. На фоне этого факта, плюс на фоне отсутствия миротворческих инициатив в деле справедливого урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, говорить об изменении позиции нынешнего католикоса всех армян не приходится.

- А чем Вы объясняете то, что Армянская Апостольская Церковь, по сути, вынося вердикт еще до обнародования истинных причин случившегося, возложила ответственность за обрушение церкви Святого Геворка в Тбилиси на власти Грузии и на Грузинскую Православную Церковь?

- В случившемся нет ничего удивительного и не укладывающегося в логику нашего заявления о том, что именно Армянская Апостольская Церковь всегда стояла во главе политики территориальных претензий к соседним государствам. И тут уже нет особой разницы, к кому предъявлять эти самые территориальные претензии - к Азербайджану или к Грузии. Говорю это для того, чтобы напомнить о том, что мировое армянство имеет весьма серьезные территориальные претензии к Грузии, в частности, на Джавахетию.

Акпер Гасанов
Day.Az
-----------
Интервью Day.Az с главным редактором журнала «Россия в глобальной политике» Федором Лукьяновым.

- Будучи в эфире радиостанции «Эхо Москвы», на днях вы заявили, что, дескать, «Карабах уже никакой силой в Азербайджан не загнать, эта тема даже не обсуждается». Можете пояснить, на каком основании вы так думаете?

- Поймите меня правильно, что касается Южного Кавказа, а возможно и всего постсоветского пространства, то в силу известных обстоятельств там сложился определенный контекст. За прошедшие почти 20 лет сформировалась определенная ситуация - существование самопровозглашенных «государств» на территории Грузии, Азербайджана, Молдовы.

До 2008 года советские административные границы были табу, считались неприкосновенными, а после в некоторых кругах стали по-другому смотреть на вещи. В некоторых частных случаях процесс перешел в качественно иную фазу после частичного признания Косово, Абхазии, Южной Осетии. И это не может не оказывать определенное влияние и на переговоры по будущему Нагорного Карабаха, равно как и будущее, например, Приднестровья. Вот это я и имел в виду. Но, конечно, утверждение «Карабах никогда не будет частью Азербайджана» является абсурдным.

- В эфире вы также заявили, что Армения оккупировала семь районов вокруг Карабаха. Как скоро, по-вашему, они будут возвращены Азербайджану?

- В ближайшее время вряд ли произойдет принципиальный прорыв. Но семь районов - это часть большой дискуссии вокруг будущего Карабаха. На Ближнем Востоке, например, а это самый давний и глубоко изученный региональный конфликт, никто пока не придумал чего-то более серьезного, чем формула «мир в обмен на территории».

Правда, пока там так и не сумели договориться о том, какие гарантии безопасности могут стать достойной компенсацией за утрату контроля над частью территорий. Но решение - именно в этом уравнении. В нагорно-карабахском конфликте уравнение то же.

- В ходе радиоэфира вы утверждали, что Турция намерена стать региональным лидером на Кавказе и это ей, судя по всему, удастся. Каковой будет роль Анкары, Кремля и Вашингтона в ближайшее время в решении карабахского конфликта?

- Если можно говорить о том, кто больше остальных выиграл от изменения ситуации в регионе после кавказской войны, это, безусловно, Турция. Она, в силу особого положения, - геополитического, транзитного, культурного - становится очень важным независимым игроком не только на Южном Кавказе, но и на Ближнем Востоке и в Малой Азии.

Сила Турции, среди прочего, в том, что Анкара поддерживает рабочие, нормальные отношения со всеми - Израилем и Сирией, Ираном и США, Россией и Грузией и т.д. Это открывает широкие возможности для маневра. Препятствием остается неурегулированность отношений с Арменией, и шаги по их размораживанию совершенно объяснимы. Это важно для Турции не в кавказском, а в гораздо более общем контексте, чтобы превратиться в своего рода «универсального брокера». Поэтому нормализация отношений с Арменией - всерьез, и жертвовать ей ради Азербайджана Анкара вряд ли станет.

Но, конечно, Турция не станет и жертвовать отношениями с Баку, это слишком важный и близкий партнер для нее. Соответственно, Анкара должна быть максимально заинтересована в прогрессе по Карабаху, причем именно компромиссном прогрессе. Думаю, что Турция будет проявлять активность в этом направлении.

В принципе, в том же заинтересованы Москва и Вашингтон, но едва ли кто-то сейчас готов оказывать по-настоящему сильное давление на стороны конфликта, чтобы принудить их к договоренности. Многое будет зависеть от развития событий на более глобальном уровне. Так, в зависимости от того, что будет происходить с Ираном и вокруг него, может заметно корректироваться и ситуация на Южном Кавказе.

Гамид Гамидов
Day.Az


Категория: новость | Просмотров: 381 | Добавил: sheriff | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024 |