Главная » 2009 » Февраль » 22 » стара как мир, но интересно
14:26
стара как мир, но интересно
Открытие "ученого" Гасанова. Скифы - древние тюрки и предки азербайджанцев
02:07 05.08.2003

"ЦАРСКАЯ ЗАБОТА О "ЦАРСКИХ СКИФАХ"
Разгаданы многие тайны легендарного этноса древности

И.УМУДЛУ

Отрадно, что, освободившись от оков монополии на исторические мысли советского периода, азербайджанские ученые, один за другим, сами непосредственно выходят на арену западной историографии, используя свои слова, а не "московский транзит". Разумеется, удача улыбается не каждому, и не каждый сразу и однозначно принимается в эту среду. Что же касается последней попытки, о которой нам хотелось бы рассказать, то она удалась на славу хотя бы потому, что этот поистине титанический труд под названием "ЦАРСКИЕ СКИФЫ" Заура Гасанова быстро разошелся среди библиотек западных университетов и научных обществ. По нашим сведениям, один из экземпляров оказался даже в библиотеке конгресса США (куда берут не каждое издание).

Не последнюю роль сыграло, по всей видимости, то обстоятельство, что книга увидела свет не в какой-нибудь сомнительной типографии, причем без соблюдения соответствующих правил, а в солидном Нью-Йоркском издательстве LIBERTY PUBLISHING HOUSE.

Нам было известно о появлении этой книги. Удивляло несколько упрямое молчание многих ведущих специалистов, которые просто обязаны были высказаться об этом. На днях, благодаря отцу ученого, Гасана Гасанова, мы получили возможность познакомиться с автором "Царских скифов". Кстати, при создании книги отец оказал большую помощь сыну, о чем последний с благодарностью отметил в предисловии.

Я неторопливо дочитал книгу и, будучи осведомленным в историографической литературе, прошлом нашего этноса, известными трудами древних и современных авторов по скифологии, убедился, что эта книга - новое слово. Только такой оценки заслуживают "Царские скифы" Заура Гасанова, посвященные малоизученному отечественными учеными "скифскому пласту" нашей этнической истории.

ЗАМЫСЕЛ ВОЗНИК НЕПРЕДНАМЕРЕННО

По признанию самого автора, замысел книги возник непреднамеренно, тем не менее он согласовывался с логикой случайности. В период учебы в университете Бердью (Лафает, Индиана), а затем в Нортвестернском университете (Чикаго), ознакомившись с книгами об Аттиле - легендарном царе гуннов, он пришел к выводу, что, начиная с античных времен, вплоть до ХХ века, специалисты придерживались противоположных мнений в вопросе этноязыковой принадлежности древних скифов. И тогда он ставит перед собой задачу: выявить этническую, лингвистическую и цивилизационную принадлежности "Царских скифов", исследовать вопросы, связанные с формированием целостной мифологической системы, мировоззренческих принципов скифской культуры в контексте с цивилизацией народов алтайской семьи, в частности, - тюрок.

Начиная с "отца истории" Геродота и семитских источников, З.Гасанов смог проследить историю этноса, известного под названием "скифы". Наряду с трудами советских ученых, с явными признаками идеологического гнета, он ввел в научный оборот ранее неиспользованные англоязычные источники, реально освещающие историю тюркских народов, а также турецкие источники, что ощутимо сказалось на ценности этой книги.

Он прав в своем утверждении в том, что почти все исследования по скифологии не носят системный характер, к тому же их недостаточно. Был применен метод комплексной сравнительно-исторической идентификации. Он подвергает анализу весь спектр характеристик "царских скифов и исторических тюрок (азиатских хуннов, европейских гуннов, гузов, огузов, кыпчаков, тюркютов). Автор по порядку рассматривает и анализирует языковые факторы (этнонимы, теонимы, эпонимы, антропонимы), религиозные воззрения, обычаи и обряды, преемственность мифов, легенд и сказаний, идентичность исторических событий, периоды важнейших исторических событий в жизни скифов и тюрок. И с этим довольно убедительным "багажом" приступает к разгадке "скифской истории", на славу которой претендует не один народ нашей современности.

КТО ЖЕ ТАКИЕ СКИФЫ?

Автор начинает с изложения краткой истории скифов, со ссылкой на первоисточники, которых немало: их имена упоминаются Гомером, Гесиодом, в ассирийских табличках, в Библии. Согласно этим сообщениям, скифы пришли в Европу - в Северное Причерноморье и Понтийские степи - из глубины Азии и, рассеяв здешних киммерийцев, осели здесь. Они пришли сюда с Востока, гонимые каким-то третьим народом. При этом указывают различные даты - от IX до VI века до нашей эры. Страна их называлась Скифией - с многолюдными городами и поселениями, с пшеничными полями и богатыми пастбищами, бесчисленными стадами животных.
"Отец истории" Геродот, один из первых, записывал легенды и мифы, начиная от первоскифа Таргытая, быт и строй, военное искусство этого самого могущественного народа древности. Рассказывая о политической истории скифов, он записал, что среди них доминируют "царские скифы". Они говорят на семи языках, на переговоры приходят с семью толмачами, знают греческий язык, ведут кочевой образ жизни. Как мы знаем, в наши дни ученые многих европейских стран подробно исследовали их своеобразную этническую культуру под условным названием "звериный стиль". Они являются первым этносом на земном шаре, носившем шаровары, рубахи, головные уборы, а также теплую одежду из обработанных кож животных, полусапожки. Они считаются изобретателями колесных арб, первыми селекционерами в коневодстве, родоначальниками многих видов военного искусства, изобретателями особого вида стрел и лука, кинжалов-акинаков.
Здесь он напоминает о великом сыне этого этноса Анахарсисе - "одного из семи величайших мудрецов древнего мира" (Страбон) - и его трагической кончине.

Заур Гасанов же, обобщая все эти данные древних источников и результаты трудов скифологов более поздних времен, продвинулся еще дальше. Сопоставив все доводы и аргументы многих ведущих ученых-скифологов, З.Гасанов приходит к выводу о несостоятельности концепции, однозначно признающей иранскую этноязыковую принадлежность скифов. И доказывает он это, разгадав загадку этнонима "скиф", своего рода ключевого слова, зафиксированного еще Геродотом. Он находит ответ на вопрос: "Как оно читается?".

Встречающееся у Геродота это таинственное слово на русском языке принято читать как "скиф", в азербайджанскую историческую науку это слово пришло из русского языка. На английском же оно читается как scyth (скиз). Автор обращает внимание на неточность обоих произношений, хотя английский более ближе к оригиналу. "Скиф" на русском языке заимствован из новогреческого произношения, а в эпоху Геродота оно звучало как "скуз".
Итак, вооружившись "железной" логикой, автор делает весьма важный вывод: этноним "скиф" не имеет никакого объяснения с точки зрения иранских языков.

Этнонимы "скиф", "искит", "шкуда", "ашгуз", "ишкузай", "ашгузай" в своей основе имеют то же фонетическое звучание, что и в названии тюркского этноса "гуз". Таким образом, греческое (в старом и в новом произношении), английское, русское, турецкое ("искит") - это не что иное, как этноним "гуз", далее "огуз". Это и есть открытие в скифологии (иначе в тюркологии): легендарные "скифы" древности были нашими более древними предками.

ЧТО ГОВОРИЛИ МИФЫ?

З.Гасанов шел путем оригинальным: имея в виду, что на начальной стадии общественного развития доминирующим являлось мифологическое мировоззрение, он ищет типологическую близость скифской мифологии с греческой, египетской, римской и иранской. И, проведя параллели между поклонением огню у скифов и тюрко-монгольских народов, тотемные параллели скифов и тюрок, он сталкивается с поразительным сходством.
Эта линия прослеживается и тогда, когда он сопоставляет небесные атрибуты тюркской мифологии со скифской или же проводит толкование первоскифа Таргытая и находит, что в алтайских именах, вплоть до средних веков, распространены имена не только с идентичным корнем, но они были к тому же полностью отождествлены. Содержание многих мифических имен этого легендарного этноса, например трех сыновей Таргытая - Липоксай, Алпоксай, Колаксай, тоже находит свое объяснение на базе древнетюркской мифологии и языка. Кроме того, многие термины из скифской среды, зафиксированные древними авторами, оказывается, связаны с древним тюркским миром.

Автор обращает внимание на обряды погребения скифов и проводит параллели с аналогичными тюркскими, и... вот оно удивительное совпадение! Того же результата он достиг при сопоставлении традиций клятвы на крови у скифов и тюрок, традиций трофеев у скифов и тюрок, психологии скифов и тюрок, атрибута чисел и их семантики у скифов и тюрок, моделей социального устройства у скифов и тюрок...

СКИФЫ И МЫ - АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ

Автор подробно останавливается над объяснением происхождения термина "огуз" и его семантики, который остается одной из открытых тем в тюркологической науке. Рассмотрев все варианты прочтения слов "скиф", имеющихся в науке, он констатирует фонетическую и семантическую схожесть в названиях народа, известного в мировой науке как скифы, и названием одного из самых древних тюркских народов - гуз, огуз. Автор считает "гуз" и "огуз" - двойным этнонимом. Он обращает внимание и на то, что в тюркской истории известны также этнонимы "уз", "аз", "газ", "хаз", "гиз", "гуз", которые содержат информацию об истории и этимологии этнонима "огуз".

Интересные выводы он сделает, проводя параллели между именами первоскифов и первоогузов, концепциями образования скифских и огузских племен, и сравнивая их пантеоны божеств. Он выявляет близость космогонических воззрений и легенд скифов и огузов. Привлекают внимание и сюжетные параллели скифской легенды Геродота о "сынах слепцов" и тюркского эпоса "Кероглу", а также мифические и реалистические аспекты эпоса "Кероглу" в свете скифских традиций. Он обнаруживает, что многие скифские события нашли свое отражение не только в "Кероглу", но и в других тюркских эпосах, например, в "Деде Горгуд".

Весьма ценным с научной точки зрения может считаться эксперимент Заура Гасанова по реконструкции языка "Царских скифов". Его исследования показали, что принципы словообразования в тюркских языках в подавляющем большинстве соответствуют скифским словообразовательным модулям.

Интересно, что об одних и тех же событиях древности сообщает Геродот и тюркский историк Фазлуллах Рашидаддин в своей "Огузнаме". Если отталкиваться от этой логики, то скифология как наука имеет прямое отношение и к нам - азербайджанцам, так как мы являемся одними из прямых потомков древних огузов. Правда, в последнее время заметно больше уделено внимания изучению "скифского пласта" истории нашей древней страны. "Ознакомление с книгой Заура Гасанова доставляет большое удовлетворение широтой кругозора, богатой начитанностью молодого автора. Царская забота о царских скифах", - так оценил этот титанический труд нашего соотечественника великий Чингиз Айтматов. И это не просто красивые слова, сказанные в адрес начинающего автора. Мы убеждены, что книга Заура Гасанова "Царские скифы" действительно стоит этого. В аспекте изучения древнего пласта общетюркской, отчасти нашей отечественной истории, "Царские скифы" будут иметь особое, а может быть и исходное значение. И мнение известного историка Сулеймана Алиярлы - "историография не имеет исследований подобного рода" - тому прекрасное подтверждение.

Источник - Зеркало (Азербайджан)
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1060034820
Отправить ссылку другу
Категория: новость | Просмотров: 767 | Добавил: sheriff | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
2010.Янв.11
читаю 3 раз и не пойму главное! Почему наши ученые не все работают а зарабатывают?

2009.Фев.22
1. mukafat (qaz) [Материал]
[color=green]так точьно

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024 |