Главная » 2010 Апрель 21 » Pasim Musabekov. США СУДЬЯ ИЛИ ПАРТnЁР? И КАК РОССИЯ?
13:40 Pasim Musabekov. США СУДЬЯ ИЛИ ПАРТnЁР? И КАК РОССИЯ? | |
n![]() На фоне того, что правительство Саргсяна фактически отклонило компромиссные предложения Минской группы по обновленным «Мадридским принципам», ставшим результатом трехлетнего переговорного процесса, такое поведение администрации Барака Обамы выглядело косвенным поощрением армян к неуступчивости. Во всяком случае, именно так это было воспринято в Баку. Президент Ильхам Алиев на заседании правительства подверг критике такое отношение, заявив: «Если наши интересы отбрасывают в сторону, если закрывают глаза на оккупацию наших земель и если прилагают всяческие усилия, чтобы вывести государство-оккупанта из сложной, трудной экономической ситуации, то как азербайджанская общественность может принять это?! Почему на государство-оккупанта не оказывается давление?! Почему Азербайджан на нынешних переговорах демонстрирует, можно сказать, наибольшую конструктивность, а Армения нарушает переговоры?! Мы видим попытки вывести Армению из этой трудной ситуации». Несколько позднее руководитель общественно-политического отдела Администрации президента Али Гасанов, в свою очередь заявил (при этом оговаривая, что выражает всего лишь личную точку зрения): «Соединенные Штаты не реализуют политику в отношении Азербайджана, как в отношении своего стратегического партнера, и поэтому мы можем пересмотреть и нашу политику относительно США» (Reuters). Складывается впечатление, что США полностью уступили инициативу в продвижении карабахского урегулирования Москве. Особенно это стало заметно, после того, как Мэтью Брайзу на посту американского сопредседателя в Минской Группе сменил Роберт Брадтке. Азербайджан не ощущает поддержки США в урегулировании карабахского конфликта. В то время, как Россия вовлечена в процесс урегулирования на уровне не только МИД, но и непосредственно главы государства, американцы выступают в непривычной роли ассистента Москвы и ограничиваются неуместными советами, сводящимися к необходимости еще больших уступок с нашей стороны армянам. Вашингтон с удовольствием выступает в качестве судьи или строгого учителя в вопросах прав человека, свобод, демократии. Но избирательно не проявляет аналогичную строгость в отношении Армении, где правящий режим ввел в практику заказные убийства политических оппонентов и журналистов. Щедрая финансовая помощь армянам, не желающим умерять свои территориальные амбиции по отношению к соседям, и вовсе выглядит как поощрение оккупанта к дальнейшей неуступчивости. Не удивительно, что все это вызывает в Азербайджане недоумение, глубокое разочарование. Но именно разочарование в Соединенных Штатах, а не антиамериканизм, как это преподносят некоторые недобросовестные аналитики и журналисты. В нашей стране американофобии нет. Об этом вполне определенно свидетельствуют данные социологического мониторинга, который вот уже много лет проводит социологическая служба «Puls-R». Согласно результатам опроса 2010 года, в Азербайджане США считают дружественной страной 6,5 процентов респондентов, а враждебной страной лишь 3,9 процента респондентов. Для сравнения, аналогичный опрос в Турции показал, что 37,5 его участников считают США противником, недружественной страной. А ведь Турция является союзником США по НАТО. В той же Армении, которую так лелеют в Вашингтоне, оказывают политическую поддержку и в которую за два десятка лет вбухали чуть ли ни 2 миллиарда долларов безвозмездной помощи, в ходе опроса, проведенного авторитетным американским Институтом Гэллапа в 2006 году, 12 процентов респондентов назвали США враждебной страной. Азербайджан, в отличие от Армении и многих других стран постсоветского пространства, не выступает в роли назойливого просителя, а является важным партнером США, как в проблемных точках мира, так и в энергетической политике. Мы поддерживаем США в Афганистане и в Ираке. Через нашу территорию проходят важнейшие коммуникации, логистика проводимых там операций. Спрашивается, а нам это надо? Партнерство - это двусторонняя дорога, предполагающая взаимную поддержку. Не вдаваясь в детали, замечу, что не все просьбы и обращения со стороны Вашингтона встречают положительный отклик в Баку. Это естественно, так как Азербайджан должен считаться с реакцией своих соседей, с которыми нас связывают многовековые исторические, религиозные и культурные узы. Самостоятельность, которую демонстрирует усилившийся Азербайджан, вызывает раздражение в Вашингтоне, которое проявляется в критических оценках и в том, что нашу страну не пригласили на международную конференцию по ядерной безопасности в США. Но критика по вопросам прав человека, ущемления свободы слова и демократии на фоне пренебрежения нашими национальными интересами по вопросу Нагорного Карабаха, выглядят и воспринимаются у нас не как принципиальная позиция, а средство давления на правительство с тем, чтобы вырвать согласие по вопросам, содержащим серьезные риски для нашей страны. Что же касается того, что нас не было среди участников саммита по вопросам ядерной безопасности, то и это не причина для переживаний. В Азербайджане нет ядерного оружия, нет АЭС, нет обогащенного урана и вообще в сколько-нибудь заметном количестве расщепляющихся материалов. Возможно, в Вашингтоне строили расчеты на то, что в Баку засуетятся, станут выпрашивать приглашение, и тогда нас можно было бы побудить согласиться с армяно-турецкой нормализацией, оставляющей в стороне карабахское урегулирование или же нагрузить обязательствами по иранской повестке, идущими в разрез с нашими национальными интересами. Но азербайджанское руководство проявило выдержку, и американцам самим пришлось срочно снимать возникшее напряжение. Вашингтону пришлось срочно направлять в Баку высокопоставленного эмиссара. Визит заместителя министра обороны США Мишель Флоураны продемонстрировал, что хоронить американо-азербайджанское партнерство рано. В Баку она провела встречи с главой МИД Эльмаром Мамедъяровым и министром обороны Сафаром Абиевым, была принята президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. По результатам визита Мишель Флоурана заявила: «Азербайджан является лидером в усилиях по восстановлению Афганистана. Азербайджанцы тренируют афганских дипломатов, врачей, группы по разминированию, полицию и пограничную охрану». Она также отметила, что за последние годы азербайджанские власти помогли помешать атакам против интересов США и других государств и «разрушили бесчисленное количество заговоров». Коль это так, то Азербайджан вправе рассчитывать на взаимность. На деле же посредники в лице Минской группы, сопредседателем которой много лет являются США, как будто бы преследует цель шаг за шагом подвести Азербайджан к принятию и легализации армянских притязаний на наши территории. А до того, как это случится (надеюсь, что никогда), не допустить возобновления военных действий. При таком своеобразном отношении Вашингтон должен быть готов к тому, что в ответ на собственные обращения будет получать в ответ не поддержку, а «советы» о пользе диалога и сдержанности при урегулировании международных конфликтов и невозможности для Азербайджана принимать на себя какие-либо обязательства, воспринимаемые соседними странами, как недружественные. Очевидно, что риски для безопасности на Южном Кавказе создают не проблемы столетней давности, так называемый «геноцид 1915 года», а отсутствие прогресса в карабахском урегулировании и ситуация с оккупацией Арменией наших территорий. Державы-сопредседатели Минской Группы, одновременно являющиеся главными покровителями и донорами Армении, располагают достаточными рычагами для того, чтобы побудить ее принять выработанные после трехлетнего изнурительного переговорного марафона обновленные «Мадридские принципы» и расчистить путь к миру, безопасности и сотрудничеству в регионе. Думать, что можно действовать против интересов Азербайджана или пренебрегать ими и при этом извлекать дивиденды из партнерства с нашей страной, – иллюзия. Те, кто желает добиться решения проблем региона за счет Азербайджана, будут глубоко разочарованы. Баку продемонстрировал готовность упорно и даже жестко отстаивать собственные интересы. С этим фактом далее придется считаться не только США, но и России, Франции и даже союзной Турции. Расим Мусабеков, политолог | |
|
Всего комментариев: 0 | |