Главная » 2009 » Октябрь » 30 » А БУДЕТ ЛИ СНЕГ В КИОТО?
13:21
А БУДЕТ ЛИ СНЕГ В КИОТО?
Двум братским странам - Азербайджану и Турции - удалось с наименьшими потерями обойти острые углы, которые возникли в последнее время.

Стороны вновь, как и много раз бывало прежде, подтвердили приверженность братским отношениям. Инцидент с флагами успешно преодолен.

Как известно, некоторое недопонимание в азербайджанском и турецком обществах возникло после подписания армяно-турецких протоколов о нормализации отношений.

В любом случае наши турецкие братья уверяли и уверяют нас в нерушимости вечной дружбы, а также в том, что два процесса – диалог Анкара-Ереван и урегулирование карабахского конфликта продвигаются параллельно.

Итак, опасения азербайджанской стороны связаны с тем, что открытие армяно-турецкой границы в итоге может не привести к существенному сдвигу в вопросе урегулирования Карабахского конфликта, освобождения наших с вами оккупированных территорий, а напротив - ухудшить ситуацию.

На первый взгляд, для подобных опасений нет никаких причин. Во-первых, обещания даны на самом высоком уровне.

Во-вторых, как турецкие, так и западные наши партнеры не устают повторять, что вот-вот произойдет прорыв на мирных переговорах по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха, как бы намекая на существование неких негласных джентльменских договоренностей с официальным Ереваном. Просто Армения не заинтересована в существовании формальной «связки» между процессом нормализации отношений с Турцией и урегулированием конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

В-третьих, нам почти открытым текстом заявляют, что в длительной перспективе нормализация армяно-турецких отношений с параллельным урегулированием карабахского конфликта отвечает не только интересам Армении, Азербайджана и Турции, но и в целом всего региона Южного Кавказа. И тут как бы все понятно.

Инициаторы этого процесса считают, что в случае урегулирования всех конфликтов разом Армения сможет проводить более независимую внешнюю политику, будет вовлечена в региональные интеграционные процессы, и, как следствие, перестанет играть дестабилизирующую роль в регионе Южного Кавказа. И тут прав вице-президент США Джо Байден, который утверждает, что «дело не в любви и привязанности, а в возможностях и необходимости».

Однако любая схема, рассчитанная на длительную перспективу, грешит «идеальностью», так как чаще всего не учитывает угрозы, существующие в конкретном историческом отрезке, которые могут поставить крест на ее реализации. То есть, проще говоря, не всегда желания совпадают с возможностями. В данном случае речь будет идти об Армении, а точнее, о президенте этой страны Серже Саргсяне.

Дело в том, что, несмотря на тяжелый исторический груз, С.Саргсяну намного проще было пойти на нормализацию армяно-турецких отношений, чем на урегулирование конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Да, на самом деле, большая часть диаспоры выступила против подписанных протоколов. Но необходимо учитывать следующие факторы.

Первое: диаспора не имеет реальных рычагов влияния на внутриполитическую ситуацию в Армении. Дашнаки, которые представляют интересы диаспоры, не являются законодателями мод на внутриполитической арене. Они на общенациональных выборах никогда не получали более 15 процентов голосов избирателей. Это немало, но одновременно недостаточно для дестабилизации внутриполитической ситуации. А ударная сила оппозиции - Армянский Национальный Конгресс во главе с Левоном Тер-Петросяном, несмотря на критику подписанных протоколов, на деле «подыграла» С.Саргсяну, отказавшись участвовать в массовых акциях, организованных дашнаками.

Второе: С.Саргсян понимал, что после нормализации отношений с Турцией Армения с точки зрения финансовой подпитки из-за рубежа ничего не потеряет. Дело в том, что меньшая часть диаспоры, которой чужды всякие там исторические сантименты, то есть денежные акулы, на самом деле заинтересованы в нормализации армяно-турецких отношений и в урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Им просто надоело заниматься благотворительностью, им необходимы реальные инвестиции, которые приносили бы прибыль. А это возможно только в том случае, если Армения урегулирует конфликты со своими соседями и будет вовлечена в региональные интеграционные процессы. Кроме того, западные страны, которые заинтересованы в нормализации армяно-турецких отношений, скорее всего, увеличат финансовую помощь официальному Еревану.

И, наконец, третье: было принято во внимание и то, что на данном историческом отрезке не существует серьезных внешнеполитических сил, способных выступить против нормализации армяно-турецких отношений. Многими аналитиками в качестве таких сил, способных повлиять на выбор Армении, рассматривались Россия и Иран. Но и Иран, и Россия сегодня заинтересованы в развитии нормальных отношений с Турцией.

А вот ситуация с урегулированием конфликта вокруг Нагорного Карабаха намного сложнее. В этом случае С.Саргсян не имеет серьезных союзников, особенно внутри страны.

Во-первых, немалая часть армянской элиты зарабатывала и в прямом, и в переносном смысле этого слова на конфликтах. Зарабатывать в условиях мира намного сложнее, так как конкурентов становится больше. То есть определенная часть элиты из-за собственных корыстных интересов будет выступать против любых мирных соглашений с Азербайджаном.

Во-вторых, конфликт вокруг Нагорного Карабаха – это не история, а сегодняшний день Армении. Многие армянские деятели сделали политический капитал на этом конфликте. И немалая часть из них сегодня находится в жесткой оппозиции к С.Саргсяну, в том числе и лидеры Армянского Национального Конгресса. Вряд ли они упустят возможности представить «счет» С.Саргсяну.

По сути, в оппозиции к С.Саргсяну находится и его предшественник, то есть экс-президент Армении Роберт Кочарян. Сегодня он на время ушел в тень, но вместо Р.Кочаряна говорит его соратник - бывший министр иностранных Вардан Осканян, который жестко критикует политику С.Саргсяна.

В-третьих, сложна ситуация с армянскими вооруженными силами. Достаточно вспомнить поствыборные события в Армении, когда С.Саргсяну пришлось распрощаться с одним из заместителей министра обороны, так как тот выступил в поддержку оппозиции.

Сегодня ситуация намного сложнее для С.Саргсяна и намного проще для его возможных оппонентов из военной оппозиции. Ведь речь формально идет не о власти, а о Карабахе. Им намного проще спровоцировать несанкционированные широкомасштабные боевые действия на карабахском фронте и таким образом не оставить С.Саргсяну выбора.

Подобное уже в истории Армении происходило. В мае 1992 года при посредничестве Ирана стороны конфликта в Тегеране подписали соглашение о прекращении огня. Однако именно в этот день, как недавно признал сам Р.Кочарян, армянские вооруженные силы в Карабахе начали наступление на азербайджанский город Шуша, чтобы не оставить никакого выбора тогдашнему руководству Армении в лице Л.Тер-Петросяна.

В-четвертых, параллельная нормализация армяно-турецких отношений и урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха теоретически расширяет возможности диверсификации маршрутов транспортировки энергетических ресурсов из каспийского бассейна на европейские рынки. А это в корне противоречит интересам конкретных, притом имеющих реальные рычаги влияния на внутриполитическую ситуацию в Армении, внешних сил. То есть эти силы способны торпедировать любые мирные соглашения по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха руками самих армян. И это происходило не раз. Попытки Л.Тер-Петросяна способствовать прорыву в урегулировании конфликта 1998 году стоило ему власти.

Через год, то есть в 1999 году, после расстрела армянского парламента перед угрозой свержения оказался уже Р.Кочарян. То есть, в Армении давно привыкли использовать возможность урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха для свержения власти.

Таким образом, вся проблема в том, насколько готовы Турция и авторы этой «идеальной» схемы к вышеизложенным угрозам мирному процессу по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха. И что будет делать Турция, если С.Саргсяну не удастся выполнить якобы существующие джентльменские договоренности по урегулированию карабахского конфликта?! Ведь для ратификации протоколов также существуют временные ограничения. Ждать, скорее всего, можно будет в лучшем случае до 24 апреля 2010 года. А после все равно придется сделать выбор…
====================

Категория: новость | Просмотров: 453 | Добавил: sheriff | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024 |