Главная » 2009 » Декабрь » 5 » БОЛИВАР НЕ ВЫДЕРЖИТ
13:01
БОЛИВАР НЕ ВЫДЕРЖИТ
Без урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха Армения как была, так и останется региональным тупиком.

Армения, а точнее президент этой страны Серж Саргсян, пытается на время «заморозить» урегулирование армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Этот тактический шаг, прежде всего, направлен на сохранение внутриполитической стабильности в стране. Логика С.Саргсяна проста: он прекрасно осознает, что при нынешней сложной внутриполитической ситуации, Боливар не выдержит двоих. То есть, в случае параллельного урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха и нормализации армяно-турецких отношений С.Саргсяну не удастся удержаться у власти.

Именно поэтому, С.Саргсян пытается выиграть время, так как добиться приемлемого, притом, стопроцентно приемлемого для армянского общества урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха вообще невозможно. А любые другие варианты урегулирования будут использованы его оппонентами, среди которых и его бывшие союзники, в том числе дашнаки и экс-президент Роберт Кочарян, для смены власти.

Однако, вся проблема в том, что если не считать некоторых внешнеполитических дивидендов, с точки зрения национальных интересов нормализация армяно-турецких отношений без урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха Армении ничего не дает. В этом случае Армения как была, так и остается тупиковой страной Южного Кавказа. И тут ничего не изменишь.

Итак, предположим, что Анкара, несмотря на обещания, данные на самом высоком уровне, все же ратифицирует армяно-турецкие протоколы о нормализации отношений без урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Оптимисты утверждают, что нормализация отношений с Турцией позволит Армении разорвать кольцо коммуникационной блокады, серьезно улучшить социально-экономическое положение в стране. Но, при трезвом анализе ситуации, которая может сложиться после нормализации отношений между двумя странами, становится ясно, что все эти утверждения - не более, чем блеф.

Во-первых, начнем с приграничной торговли, о которой так много говорят. Сразу возникает вопрос: чем стороны будут торговать. Армения с ее нынешней экономикой ничего не может предложить Турции, так как никакого предложения просто нет. А покупательная способность населения приграничных районов Армении настолько низка, что вряд ли этот рынок может представлять серьезный интерес для турков.

Во-вторых, оптимисты утверждают, что турецкие инвестиции и товары потекут в Армению. В свое время так думали и в Азербайджане. Однако, как показал опыт Азербайджана, где в отличии от Армении было во что вкладывать, инвестиционные возможности Турции ограничены и, как правило, рассчитаны на быструю отдачу. То есть, Турция, как правило, за рубежом не реализует долгосрочные инвестиционные проекты, за исключением коммуникационно-энергетических, притом, регионального характера. Но, даже в коммуникационно-энергетических проектах регионального характера доля участия Турции бывает минимальной.

О коммуникационно-энергетических проектах регионального характера, в которых в принципе может участвовать, поговорим ниже. А здесь стоит обратить внимание на следующие обстоятельства.

1. Даже в условиях отсутствия дипломатических отношений и закрытия границ ничто до сих не мешало турецким предпринимателям инвестировать свои капиталы в экономику Армении. Никаких законодательных запретов по этому поводу не было. Но, они этого не делали. А это значит, что экономика Армении не представляет особого интереса для турецкого капитала.

2. Инвестиционно интересные все сферы экономики Армении отданы на откуп российским компаниям за долги. То есть, сегодня в Армении не во что инвестировать.

3. Вряд ли стоит ждать особого увеличения товарооборота между двумя странами. Сегодня товарооборот между двумя странами составляет около 500 млн. долларов. А если быть точным, это Турция через Грузию поставляет Армении потребительских товаров на эту сумму. Открытие границ в лучшем случае приведет к некоторому снижению себестоимости этих товаров, так как они будут поступать в Армению напрямую из Турции: а не через Грузию. То есть, Армения особо не заработает, так как потребительский рынок этой страны вряд ли способен «переварить» больше товаров. Просто Грузия, которая зарабатывала на транзите турецких товаров в Армению, потеряет.

В-третьих, вряд ли стоит ожидать и того, что Турция станет раем для армянских трудовых мигрантов.

1. У турков своих безработных предостаточно. То есть, как говорится, им самим есть нечего, особенно после кризиса. Сегодня существует поток трудовых мигрантов из Турции в Азербайджан.

2. В случае ратификации армяно-турецких протоколов без прорыва в урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха, Анкара, безусловно, попытается или притормозить их реальную реализацию, или же реализовать их в неполном объеме. Одной из подобных мер станут ограничения в визовом режиме. Притом, в случае применения их в отношении граждан Армении Турцию никто не может обвинить в нарушении достигнутых договоренностей. Ведь, даже во взаимоотношениях с Азербайджаном Турция еще не перешла на безвизовый режим.

В-четвертых, единственным коммуникационным проектом, который может быть реально реализован – это пуск в действие железной дороги Карс-Гюмри. Но, все дело в том, что без урегулирования армяно-азербайджанского и грузино-российских конфликтов реализация этого проекта не имеет никакой перспективы в региональном масштабе. Так как по этой железной дороге дальше некуда транспортировать товары. То есть, без урегулирования конфликтов, прежде всего, армяно-азербайджанского, Армении никогда не стать даже региональным транспортным узлом.

А для участия во всех остальных коммуникационно-энергетических проектах Армения уж точно должна быть заинтересована в урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Ведь, даже не имея дипломатических отношений с Ереваном, Анкара никогда официально не выступала против участия Армении в региональных коммуникацонно-транспортных проектах. Участие Армении в этих проектах блокировал и будет блокировать дальше Азербайджан, по крайней мере, до урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

В-пятых, единственным реальным, притом, взаимовыгодным проектом, который может быть реализован – это поставки дешевой электроэнергии из Армении в Турцию. Однако для реализации этого проекта придется синхронизировать энергетические системы двух стран и построить новые линии электропередач, что потребует времени.

И, наконец, в-шестых, так как открытие границ с Турцией никак не повлияет на степень региональной интеграции Армении, не стоит ожидать увеличения внешних инвестиций из других источников. Ведь перспектива инвестиционной привлекательности Армении зависит от степени ее региональной интеграции, которая без урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха, как была, так и останется на нулевом уровне.

Али Мамедов
Day.Az
Категория: новость | Просмотров: 380 | Добавил: sheriff | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024 |