Главная » 2009 » Август » 13 » ИСТОРИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА СРЕДНИЕ ВЕКА
12:16
ИСТОРИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА СРЕДНИЕ ВЕКА
ИСТОРИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА

СРЕДНИЕ ВЕКА

В 226 году к власти в Иране пришла династия Сасанидов. При этих правителях Иран вскоре превратился в могущественное государство, что самым непосредственным образом отразилось на судьбах закавказских народов и государств. В результате дальнейшего развития экономики в III-IV веках в Азербайджане стали развиваться феодальные отношения. Как свидетельствуют письменные источники, а также данные археологических исследований, экономическое развитие страны в раннем средневековье характеризуется прежде всего сдвигами в земледелии, скотоводстве и ремесле. Обработка земли в это время велась не только деревянной сохой, но также деревянным плугом с железным лемехом. В тех районах, где не хватало влаги, поля орошались при помощи ирригационных сооружений. Так, в Мильской степи в это время была создана целая оросительная система — Гяурарх. Действовала также система кяризов — подземных сооружений для сбора грунтовых вод. Благоприятный климат, плодоносная почва, многочисленные реки, а также искусственное орошение — все это обеспечивало высокие урожаи зерновых и бахчевых культур. На территории раннесредневекового Азербайджана культивировались пшеница, ячмень и просо, было развито садоводство и огородничество. Здесь выращивали виноград, персики, вишню, сливу, гранаты, кизил, грецкие орехи, каштаны, инжир, арбузы, тыквы, бахчевые и другие культуры — маслины, шафран, марену и т.д. Население также занималось хлопководством. Высокие урожаи винограда делали возможным развитие виноделия. Развитие скотоводства обеспечивало население мясом, шкурами, шерстью, молочными продуктами, а также сырьем для ремесленного производства. Население Азербайджана в III-VII века занималось и рыболовством.

Письменные источники и многочисленные археологические материалы свидетельствуют о развитии в III-VII века городов как центров ремесла и торговли. Среди них в эту пору выделялись Кабала, Барда (Партав), Чора (Чога), Дербент, Хал-хал, Амарас, Цри, Ханакерт (Хунаракерт), Пайтакаран, Байлакан, Шабран, Шемаха, Шеки, Шамкир, Гянджа, Нахичевань, Газака, Тебриз и другие, многие из которых были связаны караванными путями с соседними странами.

Все вышеприведенные факты благоприятствовали развитию в Азербайджане торговли и рост спроса на различную продукцию. Из Азербайджана, ставшего в это время одним из всемирноизвестных центров торговли, вывозили скот, шелковые ткани, полотно и полотняную верхнюю одежду, шафран и марену. В свою очередь в Азербайджан поступают различные товары из стран Ближнего Востока и других областей. Об этом говорят найденные археологами предметы, завезенные из других стран: шелковые ткани, геммы, стеклянные изделия, декорированные серебряные сосуды, женские украшения, большое количество монет сасанидских царей, византийские монеты и другое. Все это является неоспоримым доказательством широких торговых связей, существовавших в раннесредневековый период между Азербайджаном и странами Ближнего Востока. Меняется социальная структура населения Азербайджана, формируются новые классы — феодалы и зависимое крестьянство. Раннесредневековые письменные источники подтверждают наличие в Азербайджане развитой феодальной иерархии.

Государство возглавлялось царской династией, имевшей свои резиденции, вооруженные силы и царский суд. Столицей царей Кавказской Албании до V века был город Кабала, а с V по VII век включительно — Барда. В Албании были крупные князья, католикосы, архиепископы, епископы, священники, магистраты, младшие князья, свободные люди, ремесленники. Крестьяне делились на скотоводов, земледельцев и садоводов. Население Албании было обложено налогами.

Значительную часть земель в Албании составляли наследственные владения албанских царей. Другим крупнейшим землевладельцем была церковь. Для укрепления своего господства албанские феодалы использовали христианскую религию, которая стала распространяться в Албании в начале IV века (313 год) при царе Урнайре.
В эпоху раннего средневековья как Южный, так и Северный Азербайджан вели непрекращающуюся борьбу против иноземных завоевателей. Возникшее в 224 году нашей эры Сасанидское государство захватило Атропатену. Резиденцией Сасанидского наместника стал Тебриз, а господствовавший в Атропатене зороастризм был объявлен в конце IV века государственной религией Сасанидской державы. Сасаниды захватили также Кавказскую Албанию, Армению и Иберию. Однако в раннесредневековый период Албания еще сохраняла относительную самостоятельность, ведя борьбу против сасанидских царей и византийских императоров.

В IV веке территория Кавказской Албании неоднократно подвергалась опустошительным нашествиям со стороны различных северо-кавказских племен. В V-VI века усиливаются набеги гуннов, в VI веке в Азербайджан, через Дербентский проход, много раз вторгаются хазары.

Для охраны рубежей в северной части Кавказской Албании строились оборонительные сооружения. Были построены крепости Бешбармакская — к северу от Апшерона, Гильгильчайская (Шабранская) — в 23 километрах севернее Бешбармакской. Дербентская стена (ее остатки сохранились до наших дней), неподалеку от городища Торпах-Кала, севернее города Тарку.
При сасанидском царе Иездигерде II и без того тяжелое положение населения еще более ухудшилось, — были увеличены налоги. В стране насильно насаждалась зороастрийская религия. В ответ на притеснения албаны, совместно с армянами и грузинами, в 450-451 и 457 годах, а также в 481-484 годах поднимали восстания против Сасанидов, которые, в конце концов, привели к восстановлению в Кавказской Албании царской власти.

В 80-е годы V века началось новое народное выступление — движение маздакитов, охватившее Иран и Азербайджан. Его руководителем был Маздак, выступавший за уничтожение неравенства и справедливое распределение материальных благ. Борясь против феодалов маздакиты требовали, вместе с тем, возврата к первобытнообщинному равенству. Маздакитское движение, носившее стихийный, неорганизованный характер, было подавлено в 529 году, однако оно оказало большое влияние на дальнейшее развитие событий в странах Востока.

В конце VI — начале VII века в Кавказской Албании возвысилось владение Гардман, где правила династия Михранидов. Столицей Гардманского государства вскоре стала Барда. Наиболее выдающимся Михранидом был Джеваншир (637-680). При нем Кавказской Албания окрепла, в стране развивались наука и культура, возводились дворцы и храмы. Джеваншир был одним из популярных правителей на Востоке. До введения христианства в Албании были распространены языческие верования, однако утверждение новых общественных отношений привело к ликвидации зороастризма и с IV века государственной религией становится христианство.

Письменные источники говорят о том, что в IV-VII века в Албании существовала независимая от других христианских церквей, самостоятельная церковь. Глава албанской церкви имел сан католикоса. Албанские каталикосы рукополагались албанскими епископами. Они избирались на соборах, в которых участвовали правители страны — цари, представители епархий, князья и вельможи. Источники также свидетельствуют о существовании уже в начале V века албанской письменности. Письменность была создана албанами — Бениамином и Йеремией, на основе одного из албанских языков — гаргарского говора, богатого гортанными звуками, характерными для кавказских языков. Письменные источники упоминают о том, что на албанском языке существовала богатая литература. После составления алфавита многие книги, в том числе религиозные, были переведены на албанский. Составление албанского алфавита способствовало развитию просвещения. Известно, что уже начале V века, при царе Арсвагене, в Албании существовали школы, в которых обучались албанские дети, а позднее, по приказу царя Вачагана III, было открыто особое училище — школа, где обучались дети язычников. В середине VII века, под ударами арабских завоевателей, пала некогда могущественная Сасанидская держава. В результате арабских завоеваний создалось обширное государство — Арабский халифат, простиравшийся от Атлантического океана до Индии. В завоеванных арабами областях начался процесс исламизации, и к началу VIII века ислам стал в Азербайджане господствующей религией, хотя наряду с ним здесь еще сохранялись зороастризм и христианство.

К началу арабского нашествия южные области Азербайджана (южнее реки Аракс) входили в состав Сасанидской державы, а северная часть страны имела своих правителей из династии Михранидов. Эта династия, признав власть халифа, просуществовала до начала VIII века. С середины VII и до конца VIII века судьба Азербайджана была связана не только с халифатом, но и с Хазарским каганатом. Хазары в 627-628 годах захватили все Закавказье, в том числе и Кавказскую Албанию. Нашествия их в Азербайджане отмечались и в последующие годы. В течение почти полутораста лет хазары владели рядом областей в северной части Азербайджана, основная их резиденция находилась в Кабале. Они постоянно вторгались в Азербайджан, доходя в своих набегах до Ардебиля. В VIII веке арабские военачальники успешно отражали вторжение хазар и сами совершали походы против каганата.

В течение второй половины IX века и в X веке отмечаются и неоднократные походы русов в северные области Азербайджана. Они доходили до городов Баку, Барда и Байлакан.

В VII-X века в Азербайджане дальнейшее развитие получают сельское хозяйство и ремесленное производство. В результате их развития средневековые города Азербайджана, являвшиеся средоточием не только экономической и политической, но и культурной жизни страны, превращаются в крупные ремесленно-торговые центры. Широкой известностью на Востоке в это время пользовались азербайджанские города Барда, Шемаха, Гянджа, Нахичевань, Ардебиль, Марага, Тебриз. Одним из основных факторов, способствовавших росту старых и появлению новых городов, было быстрое развитие внешнеторговых связей, что способствовало интенсификации товарно-денежных отношений в Азербайджане. Основными статьями вывоза являлись нефть, шафран, шелк, марена, хлопок, маслины, ковры, соль, ткани, рыба, фрукты, оружие, шерсть. На базарах страны можно было встретить товары из Индии, Руси, Средней и Передней Азии, Сирии, Малой Азии, Египта и многих других стран и областей. Азербайджан играл важную роль в торговле халифата с северо-восточной Европой, в том числе с Русью. Не случайно отчеканенная в тот период в Азербайджане монета нередко встречается в кладах северных стран, а также в европейской части России. Важная роль в развитии торговли принадлежала морским коммуникациям по Каспию, связывавшим Переднюю и Среднюю Азию с Восточной Европой. Важнейшим портом на Каспийском море в VII-X века был Дербенд, входивший в состав Ширванского государства.

Борьба против социального неравенства в Азербайджане, в VII-X веках, проявлялась в различных формах. На рубеже VII-VIII века в Кавказской Албании имел место ряд антифеодальных волнений. Позднее, в VIII-IX века восстали жители Байлакана и соседних земель. Выступления эти особенно участились на рубеже VIII-IX века, вылившись в 816-837 годах в широкое движение Хуррамитов под руководством Бабека.


 
Хуррамиты боролись против социального неравенства, ратовали за свободную крестьянскую общину. Своей главной целью они ставили изгнание иноземных завоевателей. В основе учения хуррамитов лежал зороастризм. Серьезное беспокойство халифату хуррамиты начали доставлять уже в последней четверти VIII века. В IX века их выступления участились. В 809 году началось восстание в Ардебильском магале, в горах Савалана, в Карадаге, на Мугани под предводительством мелкого феодала Джавидана. Десятитысячное войско халифа Харуна ар-Рашида подавило восстание. После гибели Джавидана в 816 году, в

одном из столкновений с арабами, движение хуррамитов возглавил Бабек. Бабек происходил из семьи торговца. Его родиной было местечко Билалабад в южной части Азербайджана. С юных лет он был вынужден зарабатывать на жизнь, перепробовал множество профессий, в связи с чем побывал во многих уголках Азербайджана. Уже с 18 лет Бабек принимал активное участие в движении хуррамитов, а после смерти Джавидана стал его главой и проявил себя как умелый организатор, выдающийся полководец и политический деятель.Посланцы Бабека призывали население, не только крестьян, но также ремесленников и городскую бедноту, к вооруженному выступлению против халифата, помогали создавать отряды. Вскоре у Бабека уже было ополчение, состоявшее из 20 тысяч конницы и многочисленной пехоты. Движение, быстро разрастаясь, распространилось по всему Азербайджану. К нему примкнули и временные попутчики — часть феодалов, надеявшихся с помощью хуррамитов добиться независимости от халифата. Восставшие громили арабские гарнизоны в городах, расправлялись с местными властями и представителями халифата. В течение 819-829 годов хуррамиты разгромили шесть армий халифата, направленных на подавление движения. В результате этих побед от арабов были освобождены земли Ширвана и Нахчевана, а также города Ардебиль, Байлакан и Барда. На этих землях была установлена власть хуррамитов, которые осуществляли ряд социально-экономических мер: земля была передана крестьянским общинам, которые ее обрабатывали. В 20-30 годах IX века движение Бабека получило наибольший размах. Только в южной части Азербайджана и прилегающей к нему горной области Дейлем насчитывалось более 300 тысяч сторонников Бабека. По словам арабского автора ал-Масуди,- "движение Бабека достигло грандиозных размеров, влияние его сильно выросло, численность войск увеличилась настолько, что чуть не погибло царство Аббасидов". Однако вскоре местные феодалы, поддерживавшие хуррамитов, напуганные размахом народного выступления, предали Бабека и перешли на сторону его противников. Мобилизовав все свои военные и материальные ресурсы, халифат перешел к решительным действиям. Халиф ал-Мутасим снарядил для подавления восстания большое войско под руководством Исхака ибн Ибрахима. В 833 году, около Хамадана, хуррамиты потерпели первое поражение, понеся значительные потери. В 835 году в Азербайджан было направлено еще одно войско во главе с Афшином Хайдаром ибн Кафузом, который осадил Бабека и его сторонников в крепости Базз. Афшин предпринял попытку склонить Бабека к капитуляции. С этой целью он заставил взятого в плен сына Бабека написать отцу о том, что сопротивление бессмысленно, что следует сдаться на милость победителя, на что Бабек ответил: "Если бы ты был моим сыном, то последовал бы за мной. Но ты — не мой сын. Лучше прожить один день вождем, чем сорок лет — жалким рабом". После этого Афшин возобновил осаду Базза и ценой больших потерь захватил крепость. Бабек сумел уйти в Аран, однако там был выдан арабам, после чего его доставили в резиденцию халифа и 4 января 838 года казнили.
В VII-X века в Азербайджане дальнейшее развитие получила культура. Среди письменных памятников следует отметить "Историю албан" Моисея Каланкатуйского (VII век). В нее вошла единственная дошедшая до нас поэма кавказских албанцев — элегия поэта Давдака "На смерть великого князя Джеваншира". На рубеже VII-VIII веков местная письменность была заменена арабской но, по-видимому, и после этого появлялись сочинения на албанском языке. Языком науки стал арабский, распространился арабский алфавит, который был в употреблении в Азербайджане вплоть до 20-х годов XX столетия. В стране появились мектебы (школы), в которых обучение велось на арабском языке. Большое развитие получили математика, медицина, астрономия, философия, география и другие науки. Архитектура и строительное искусство представлены в Азербайджане того периода оборонительными стенами городов, цитаделями, караван-сараями, мостами, различными общественными (культовыми и светскими) сооружениями. Они сохранились во многих городах, в частности, в Барде, Гяндже, Ардебиле, Кабале. Еще в VII веке был возведен первый Худаферинский мост через реку Аракс. В Азербайджане в это время также сложился новый тип мечети, обладавший локальными особенностями во внутреннем убранстве и внешнем архитектурном облике.

Благодаря дальнейшему экономическому и политическому развитию страны, а также в результате борьбы местного населения против халифата в IX веке на территории Азербайджана возникло несколько новых государств. Сильнейшим из них было Ширванское, во главе которого стояли Ширваншахи. В его состав входили собственно Ширван и территории от Каспийского моря до реки Алазань и от слияния Аракса с Курой до Дербенда. Столицей государства была Шемаха. Воспользовавшись внутренними раздорами в халифате, Ширваншахи в середине IX века провозгласили себя независимыми. Их государство, просуществовавшее до XVI века, сыграло большую роль в истории средневекового Азербайджана.

В последней четверти IX века, южнее Аракса, было основано государство Саджидов со столицей Ардебиль, которое вскоре отделилось от халифата. На базе государства Саджидов в 40-х годах X века возникло государство Саларидов.
В 70-е годы Х века на севере Азербайджана возникло еще одно государство — Шаддадидов со столицей в Гяндже, а на южных его территориях в конце Х века — государство Раввадидов со столицей в Тебризе. Государство Раввадидов сыграло важную роль в средневековой истории Азербайджана. Его правители вели активную внешнюю политику и временами их власть распространялась на весь Азербайджан. Все эти государства, существовавшие на территории Азербайджана, обладали основными атрибутами суверенной власти: имели свой административный аппарат, войско, чеканили монету и проводили самостоятельную политику.

В первой половине XI века Азербайджан неоднократно подвергался нашествиям различных племен — аланов, русов, сариров, а также войск Византийской империи. За ними последовали набеги огузов и сельджуков из Средней Азии, где к тому времени сложилось государство Великих Сельджуков (1038-1157), объединившее огузские и другие тюркские племена. Все эти факторы, вместе с внутренней социально-политической нестабильностью, привели к военно-политическому ослаблению страны. Поэтому, когда началось сельджукское нашествие, в Азербайджане не нашлось сил, способных противостоять его натиску, хотя ряд городов — Табриз, Хой, Шемаха и Салмас — оказали им стойкое сопротивление. В течение 40-70-х годов XI века Азербайджан подвергся многочисленным опустошительным походам сельджукских войск, что нанесло огромный ущерб экономике и населению страны. В первую очередь пострадало сельское хозяйство и крестьяне, начались голод и эпидемии. В результате, на рубеже 70-80-х годов Азербайджан, как и остальные страны Закавказья, был вынужден признать вассальную зависимость от государства Сельджуков, что сыграло заметную роль в его последующей истории. С этого времени судьба страны тесно переплетается с судьбой государства Сельджуков, а через него с Передней Азией и другими регионами Востока. Азербайджан оказался втянут не только в орбиту политики Сельджуков, но и был включен как составная часть в общую государственную систему.

Важную роль в истории Азербайджана XII века сыграло государство атабеков Азербайджана Эльдегизидов (1136-1225). Основными их резиденциями были Тебриз, Нахчеван, Хамадан и Марага. Они имели свою администрацию, войско, чеканили монету, вели активную военную политику. Вассалами Эльдегизидов были мелики Ахара Пиштегиниды. В сфере влияния Эльдегизидов находились Иракский и Керманский султанаты Сельджукидов, Ширванское государство, владения Салгуридов Фарса, эмираты Артукидов, Зангидов, Секменидов и область Табаристан.

Основными классами в Азербайджане XI-XII века по-прежнему были крестьяне и феодалы. Среди крестьян имелись мелкие землевладельцы — дикхане и рустаи, но подавляющее большинство составляли безземельные крестьяне — барзигары и райаты. Феодалы непосредственно или в лице государства владели землей, водой, ирригационными сооружениями, основными орудиями труда. XI-XII века стали периодом развития форм собственности и феодальной иерархии в Азербайджане. Наряду с ранее существовавшими видами земельной собственности (амлак-и, хасс, дивани, вакф, мюльк, джамаат, икта) появилась новая категория землевладения — земли уджей тюрских воинов, несших пограничную службу, сложившаяся за счет государственных земель и конфискаций у местного крестьянства. Больше стало эйлагов и кишлагов (летовок и зимовок) в связи с появлением в Азербайджане многочисленных тюркских кочевников.

Основу экономики Азербайджана в XI-XII века составляли сельское хозяйство, ремесленное производство и горно-пастбищное сезонное скотоводство. Страна по-прежнему славилась своим культурным земледелием, шелководством, хлопководством, виноградарством, пчеловодством, льноводством, виноделием, рисоводством, садоводством, разнообразными ремесленными изделиями. Города Азербайджана переживали период своего расцвета. Возросло их значение в экономической, политической и культурной жизни страны. В XI-XII века большой известностью на Востоке продолжали пользоваться Байлакан, Баку, Нахичеван, Гянджа, Тебриз, Марага, Ардебиль. Баку становится одним из важнейших центров государства Ширваншахов, возрастает его роль в жизни Азербайджана как основного порта на Каспийском море. Города Азербайджана поставляли на внутренний и внешний рынок нефть, кирмиз (марена), хлопок, ковры, шелк и изделия из него, керамическую и деревянную посуду, оружие, ткани, металлические изделия, минеральное сырье, стекло, украшения, соль, фрукты. Двусторонняя торговля связывала Азербайджан с Русью, Малой и Средней Азией, Сирией, Египтом, Ираном, странами Закавказья и Дальнего Востока. Таким образом, Азербайджан занимал важное место в экономической системе Востока.

Однако положение народа в Азербайджане оставалось тяжелым, нередко случались неурожаи и голод, эпидемии; страну раздирали междоусобия. В XI-XII века произошел ряд выступлений населения против местных и иноземных феодалов — в 1030 году в Байлакане, в 1064 году в Хойе, в 1132-1134 годах в Ардебиле и другие.

XI-XII века являются периодом расцвета культуры Азербайджана. Именно в эти столетия Азербайджан подарил миру блестящую плеяду мыслителей, зодчих, поэтов и ученых. Среди них философ Бахманьяр, ученик знаменитого Абу Али ибн Сины (Авиценны); философ и грамматист Хатиб Тебризи, преподававший в Багдаде, в знаменитом средневековом университете "Низамийе"; историк Масуд ибн Намдар; непревзойденный мастер касид Гатран Тебризи; выдающаяся поэтесса Мехсети Гянджеви, чьи рубаи (четверостишия) отличаются вольнодумством; Хагани Ширвани, оказавший большое влияние на развитие персоязычной поэзии Востока; создатели дошедших до наших дней архитектурных памятников Мухаммад ибн Абу-Бекр, Аджмеи Абу-Бекр, Амир Аддин Масуд, Абу Мансур ибн Муса. В азербайджанских городах действовали мектебы (школы) и медресе (средневековые университеты). Вершиной общественной и культурной мысли Азербайджана было творчество Низами Гянджеви (1141-1209), вошедшее в золотой фонд мировой литературы. "Хамсэ" (Пятерица) Низами оказала большое влияние на все развитие восточной поэзии. Ему подражали такие выдающиеся поэты, как Амир Хосров Дехлеви, Абдурахман Джами, Алишер Навои, Мухаммед Физули. Низами предстает в своих творениях не просто поэтом, но и обличителем деспотизма правителей, угнетения и невежества. Он воспевает человека, его труд, мир и дружбу. Выдающимся памятником азербайджанской народной литературы является героический эпос "Китаби Деде Коркуд", который относится к X-XI веку.

В XI-XII веке были созданы великолепные памятники, вписавшие славные страницы в книгу мирового зодчества. Их создателями были представители азербайджанских архитектурных школ — Нахичеванской, Ширванской, Аранской, работавшие как у себя на Родине, так и в Средней и Малой Азии, Иране и в других странах. До наших дней сохранились Бакинская крепость и оборонительные башни Апшерона, мавзолей Юсифа ибн Кусейира в Нахичеване, Пир Алавийан в Хамадане, Уч-гюмбез в Урмийе, Гей-гюмбез в Мараге, уникальный памятник мировой архитектуры и строительного искусства — знаменитая Девичья башня в Баку.
Большое развитие получило прикладное искусство, образцы которого украшают ныне многие музеи мира. В городах и деревнях были известны ашуги и озаны (народные певцы), которые исполняли эпические произведения, песни и импровизации в сопровождении струнных, духовых и ударных инструментов Старейшие среди этих инструментов дошедшие до наших дней саз, нагара, най, зурна, дудук, кеманча, которыми продолжают пользоваться современные азербайджанские ашуги. Песни, танцы и музыка были непременными атрибутами празднеств. В Азербайджане получили распространение шахматы, нарды, човган (конное поло) и другие виды спортивных игр.

Экономический и культурный подъем Азербайджана был прерван монгольским нашествием. Первое появление орд Чингизхана в Азербайджане относится к 1220 году. Это был 3-тысячный отряд полководцев Джебе и Субутая, которые, опустошив районы Ирана, вторглись в Азербайджан. Перед лицом опасности, угрожавшей народам Закавказья, правители Грузии и Ширвана предложили атабеку Узбеку объединиться и совместно выступить против монголов. Но монголы опередили союзников и первыми нанесли удар. В 1221 году монголы почти до основания разрушили города Марага, Ардебиль, Сераб, Хой, Салмас и Нахичеван. Печальной оказалась судьба известного торгово-ремесленного центра, богатого города Байлакана. Несмотря на отчаянное сопротивление байлаканцев, монголы ворвались в город, разграбили его и превратили в руины. В конце 20-х годов XIII века Байлакан был восстановлен и обнесен крепостной стеной. Однако в 50-х годах он был вторично разрушен войсками Хулагу-хана.
В начале 1222 года монголы двинулись на Гянджу, но, встретив там отпор, ограничились получением дани. Затем их полчища осадили столицу ширваншахов — Шемаху. По словам современника шемахинцы заявили: "От меча все равно не уйдешь, так лучше нам тверже стоять, по крайней мере, умрем с честью". Шемахинцы нанесли монголам серьезный урон, и лишь после многих дней осады, когда защитники были доведены до полного истощения, вражеским войскам удалось проникнуть в город. Завоеватели разграбили Шемаху и перебили почти все ее население.

В том же году монгольское войско полководцев Джебе и Субутая покинуло Азербайджан, и ушло на север через Дербентский проход. Этот первый поход монголов принес азербайджанскому народу неисчислимые бедствия. В первую очередь пострадали города, которыми так славился Азербайджан. Не успела страна залечить раны, нанесенные нашествием монголов, как сюда хлынули через Дербент кипчаки, опустошившие северный Азербайджан. Вслед за ними в 1225 году в страну с юга вторгся хорезмшах Джалал ад-дин. Вытесненный с родины монгольскими ордами, он в Закавказье сам выступил в роли жестокого завоевателя. На грабежи и бесчинства чужеземцев народ отвечал восстаниями. Особенно мощным было выступление городской бедноты Гянджи под предводительством ремесленника Бендара в 1231 году. Войска захватчиков, находившиеся в городе, были перебиты. Восстание было подавлено, 30 его руководителей казнены, однако оно сильно ослабило Джалал ад-дина. В том же году монгольское войско под предводительством Джормагуна легко разбило Джалал ад-дина и заняло Южный Азербайджан. Была разграблена Марага, опустошены многие села. На очереди оказались области Северного Азербайджана. Трагична была участь крупнейшего торгово-ремесленного центра — Гянджи. В 1231 году после длительных боев город пал. Большинство его жителей было перебито, а сам город полностью разрушен. Мужественное сопротивление монголам оказали жители Шамхора, Баку и других городов. Однако Азербайджан, силы которого были вконец истощены во время предыдущего вторжения монголов и хозяйничанья в стране Джалал ад-дина, не был способен к длительной борьбе. Этому мешали также раздоры как между азербайджанским феодалами, так и правителями Закавказья. Захватом Дербента в 1239 году завершается завоевание Азербайджана монголами. Государство ширваншахов стало вассалом монгольской державы Хулагуидов, основанной в 1258 году. Самым тяжелым последствием монгольского завоевания явилось вытеснение оседлого населения пришлым кочевым с экстенсивным хозяйством и более низким уровнем социальных отношений. Даже спустя пятьдесят лет после завоевания в Азербайджане обрабатывалась только одна десятая часть освоенных прежде земель, а девять десятых были заброшены. Монголы уничтожили оросительную систему, создававшуюся веками, вследствие чего некогда цветущие районы превратились в пустыню. Кроме того на территорию Азербайджана претендовали также золотоордынские ханы, и в течение столетия страна служила ареной кровопролитных сражений между Золотой Ордой и Хулагуидами.


 
Положение азербайджанского населения никогда не было столь тяжелым, как при монголах. Монгольские сборщики налогов — баскаки взимали подати с исключительной жестокостью. Основным налогом в пользу монгольской казны был поземельный налог — харадж, составлявший 60-70 процентов урожая. С крестьян взимались также денежные и натуральные поборы на содержание эмиров и государственных чиновников — ихраджат. Крайне тяжелым были принудительные работы по прокладке дорог, постройке крепостей, дворцов, восстановлению каналов — бигар. Монголы ввели налог и с торгово-ремесленного населения — тамгу.

В результате всего этого к концу XIII века экономика Азербайджана и других областей Хулагуидского государства переживала глубокий кризис. Крестьяне покидали свои деревни, казна опустела, взимать налоги было почти не с кого, а с трудом собранные суммы присваивались откупщиками и чиновниками. Городская жизнь замерла, торговля резко уменьшилась.
Чтобы выйти из тупика завоеватели в лице Газанхана были вынуждены круто изменить внутреннюю политику. Прежде всего, чтобы сблизиться с местной знатью и обеспечить себе ее поддержку, монголы приняли ислам. В начале XIV века был проведен ряд реформ,- крестьяне прикреплялись к земле, были установлены точные размеры налогов, а некоторые повинности упразднены. Все это способствовало подъему хозяйственной жизни. Оживилось ремесленное производство. Стали восстанавливаться и расширяться торговые связи Азербайджана со странами Востока и Запада. На торговых путях развернулось строительство караван-сараев для купеческих караванов. Тебриз стал крупнейшим центром ремесла и международной торговли, им восхищались побывавшие в городе Марко Поло и другие европейские путешественники. Крупными торгово-ремесленными центрами были также Марага, Ардебиль, Шемаха и Гянджа. При Газан-хане были построены и новые города, например, Махмудабад на Мугани. Вместе с тем, в результате бесконечных чужеземных нашествий и войн некоторые города Азербайджана в XIII-XIV века исчезли или потеряли свое былое значение. Разрушенный монголами Байлакан лежал в развалинах. Баджраван, Барзанд и Пилясувар были разорены и превратились в селения. В значительной степени потеряла свое значение важного торгово-ремесленного центра и Кабала.

Реформы Газан-хана лишь отсрочили, но не смогли предотвратить распада империи монголов.

В 1385 году Азербайджаном вновь подвергся нашествию двух завоевателей: золотоордынского хана Тохтамыша и Тимура (Тамерлана). Тохтамыш прошел от Дербента до Тебриза, истребляя все вокруг. Но с приближением Тимура золотоордынцы оставили Азербайджан и ушли на север. В 1386 году Тебризом овладел Тимур. Но народ продолжал бороться с захватчиками. Выдающийся героизм и стойкость проявили защитники крепости Алинджакала в Нахичевани. В течение 14 лет они оборонялись против войск Тимура и его сына Мираншаха. В 1397 году войска шекинского правителя, совместно с грузинскими отрядами, пришли на выручку осажденным и нанесли крупное поражение завоевателям.

Не видя другого пути уберечь страну от опустошения, ширваншах Ибрагим I (1382-1417 года) явился в ставку Тимура с богатыми подарками. Использовав вражду между Тимуром и Тохтмышем Ибрагим I добился согласия на внутреннюю самостоятельность Ширвана, а также уговорил Тимура приостановить опустошение Грузии и заключить мир с царем Георгием VII. По требованию Тимура ширванцы приняли участие в его походах против Тохтамыша и турецкого султана Баязида I.

Междоусобицы среди тимуридов, начавшиеся сразу же после смерти Тимура, расшатали их власть в Азербайджане. Начались народные волнения в Тебризе, Мараге, Карабахе и других областях. Найдя момент благоприятным для изгнания из страны иноземцев и объединения Азербайджана под своей властью, Ибрагим I сумел вытеснить тимуридов из Азербайджана, и даже в 1406 году занять Тебриз. Но объединение Азербайджана оказалось на этот раз непрочным, и вскоре Ибрагиму I пришлось оставить Тебриз и отступить на север. В это же время усилился союз тюркоязычных племен Карагоюнлу. Его глава Гара Юсиф завладел значительной частью Азербайджана и Армении. В 1408 году он одержал победу над тимуридом Мираншахом, а в 1410 года основал государство Карагоюнлу со столицей в Тебризе.

При сыне Кара Юсуфа — Джаханшахе (1435-1467) государство Кара гоюнлу достигло наибольшего могущества. Джаханшах стремился заручиться поддержкой оседлой знати и вел центристскую политику. При нем были совершены походы против правивших в Иран е тимуридов. Войска Джаханшаха на некоторое время даже заняли Герат — столицу
тимуридских султанов в Хорасане.


 
В 1467 году в сражении при Муше Джаханшах был разбит Узун Гасаном — главою другого объединения тюркоязычных плмен Акгоюнлу. На месте государства Карагоюнлу образовалось государство Акгоюнлу, столицей которого также был Тебриз. Государство Акгоюнлу, помимо Азербайджана, включало в свой состав Армению, Курдистан. Арабский Ирак и значительную часть Ирана. При Узун Гасане Акгоюнлу достигло значительной силы. С ним поддерживали дипломатические и торговые отношения правители Италии, Венгрии, Австрии, Польши и других европейских стран. Они видели в азербайджанском падишахе могущественного союзника прежде всего против турецкого султана Мехмеда II, проводившего экспансионистскую политику в юго-восточной Европе Послы Узун Гасана были желанными гостями во дворце венецианского дожа. В свою очередь венецианский сенат направлял в Тебриз своих дипломатов — Лазаро Квирино, Катерино Зено, Джозефа Барбаро, Аброджо Контарини, оставивших ценные описания своих путешествий в Азербайджан. Большой известностью в Европе и на Востоке как дипломат и го
Категория: новость | Просмотров: 2439 | Добавил: sheriff | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 1
2009.Сен.01
1. Xudayar (sheriff) [Материал]
ЭТО ЗНАТЬ ИНТЕРЕСНО И ВАЖНО

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024 |